Определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 15 марта 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Б.Г. Бариева, Р.Э. Курмашевой,
при секретаре судебного заседания Е.Б. Савельевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Б.Г. Бариева гражданское дело по апелляционной жалобе Халиуллина Н.А. на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 20 января 2012 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично.
Признать за Халиуллиным Н.А. право собственности на объект незавершенного строительства - жилой дом "данные изъяты"., баню с предбанником "данные изъяты"., расположенных по "адрес".
В остальной части иска, о признании права собственности на гараж по указанному адресу, отказать.
Взыскать государственную пошлину в доход государства с Халиуллина Н.А. "данные изъяты" рублей и с Халиуллиной М.З., учитывая ее тяжелое материальное положение, "данные изъяты" рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Халиуллина Н.А об отмене решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Халиуллин Н.А. обратился в суд с иском к Халиуллиной М.З. о признании права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование заявленных требований указывается, что на основании заключенного с Халиуллиной М.З. договора дарения от "дата" в собственность Халиуллина Н.А. перешли земельный участок площадью "данные изъяты" и жилой дом "данные изъяты", расположенные по "адрес". Право собственности на указанное имущество Халиуллиным Н.А. было зарегистрировано в установленном законом порядке. В период с "дата", Халиуллиным Н.А. на участке, расположенном по "адрес", был возведен новый жилой дом, а также гараж и баня. В дальнейшем, 27 июля 2011 года решением Бавлинского городского суда Республики Татарстан, договор дарения земельного участка с жилым домом "адрес" был признан недействительным. С учетом изложенного, Халиуллин Н.А. просил признать за ним право собственности на объект незавершенного строительства - жилой дом "данные изъяты", гараж "данные изъяты", баню с предбанником "данные изъяты".
Представитель ответчицы - Шайхулова Р.Х. иск признала в части признания за истцом права собственности на жилой дом и баню с предбанником. В удовлетворении исковых требований в части признания права собственности истца на гараж просила отказать.
Суд иск Халиуллина Н.А. удовлетворил частично, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Халиуллина Н.А. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа признания за ним права собственности на гараж. При этом указывается на то, что возведение всех построек, в том числе и гаража, осуществлялось с согласия ответчицы на принадлежащем Халиуллину Н.А. на праве собственности земельном участке. Строительство гаража осуществлялось истцом с соблюдением всех строительных норм и правил на его собственные средства. Халиуллин Н.А. считает, что признание недействительным договора дарения, а как следствие и отсутствие на сегодняшний день прав на земельный участок, не является основанием для отказа в удовлетворении требования о признании за ним права собственности на гараж, так как гараж был построен на его средства. Кроме того, в апелляционной жалобе Халиуллин Н.А. ссылается на то, что судом не был разрешен вопрос о возмещении ему расходов понесенных на строительство гаража.
В суде апелляционной инстанции Халиуллин Н.А. и его представитель - Попов А.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме. Просили решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
В суде апелляционной инстанции представители Халиуллиной М.З. - Шайхулова Р.А. и Виноградов С.А. пояснили, что считают решение суда законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно пункту 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Из материалов дела видно, что "дата" между Халиуллиной М.З. и Халиуллиным Н.А. был заключен договор дарения, согласно которому в собственность истца был передан земельный участок с жилым домом, расположенные по "адрес".
Решением Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 27 июля 2011 года указанный договор был признан недействительным, а ранее внесенная запись в едином государственном реестре прав на указанный земельный участок с жилым домом и сделок с ним - аннулирована.
Также, материалами дела подтверждается, что Халиуллиным Н.А., на земельном участке, принадлежащем Халиуллиной М.З., на свои средства были построены дом, баня и гараж. Вышеуказанные объекты недвижимости построены истцом без получения на это необходимых разрешений.
Основанием частичного удовлетворения заявленных требований явилось признание ответчицей иска в части признания за Халиуллиным Н.А. права собственности на объект незавершенного строительства - жилой дом "данные изъяты"., баню с предбанником "данные изъяты" расположенных на ее участке.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Халиуллина Н.А. в части признания за ним права собственности на гараж, суд пришел к правильному выводу о том, что данное строение возведено с нарушением требований закона. Как было указано выше, договор дарения земельного участка с жилым домом, расположенный по "адрес" признан недействительным. В связи с этим, учитывая, что спорный гараж находится на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Халиуллиной М.З., право собственности за Халиуллиным Н.А. на указанный гараж признано быть не может.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что возведение спорного объекта производилось на законных основаниях (в момент строительства гаража Халиуллин Н.А. являлся собственником земельного участка) являются несостоятельными и основанием для отмены принятого решения быть не могут. Поскольку признание решением Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 27 июля 2011 года договора дарения земельного участка с жилым домом, расположенных по "адрес" от "дата" недействительным означает, что это договор является недействительным с момента заключения, а не с момента вступления решения суда в законную силу. Также не являются основанием для признания права собственности на гараж Халиуллина Н.А его доводы о том, что возведенный им гараж не нарушает права и охраняемые законом интересы Халиуллиной М.З. и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При отсутствии у истца какого либо из приведенного выше права на земельный участок, само по себе соответствие гаража, как самовольной постройки, действующим нормам, не может являться основанием для признании права собственности Халиуллина Н.А на гараж.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Халиуллина Н.А судебная коллегия отклоняет, как несостоятельные, поскольку они противоречат приведенным выше суждениям и опровергаются материалами дела. Выводы судом сделаны с учетом обстоятельств дела, на основании представленных сторонами доказательств.
При таких данных судебная коллегия считает, что суд, отказав в удовлетворении иска Халиуллина Н.А. о признании за ним права собственности на гараж, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права.
Дело судом рассмотрено с соблюдением требований закона, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 199, 329, пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 20 января 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Халиуллина Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.