Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Г.А.Романовой,
судей А.Х.Валиуллина, А.С.Гильманова,
при секретаре судебного заседания Г.А. Нагимовой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Романовой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Р.А. Васильева - С.Я. Таштабанова по апелляционной жалобе на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 27 января 2012 года, которым постановлено:
исковые требования Мутагировых Т.А., Г.Х., Ф.Т. удовлетворить частично.
Взыскать с Васильева Р.А. в пользу Мутагировых Т.А. Г.Х., Ф.Т. компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" каждому.
Взыскать с Васильева Р.А. в пользу Мутагировой Г.Х. в счет возмещения убытков "данные изъяты".
Взыскать Васильева Р.А. государственную пошлину в бюджет в сумме "данные изъяты".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения в поддержку апелляционной жалобы представителя Р.А. Васильева - С.Я. Таштабанова, возражения Ф.Т. Мутагирова, представителя Мутагировых Т.А., Г.Х., Ф.Т - А.Р. Хазиевой, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мутагировы Т.А., Г.Х., Ф.Т. обратились в суд с исковым заявление к Васильеву Р.А. о компенсации морального вреда, возмещении убытков.
В обоснование заявленных требований указано, что в ночь с "дата" на "дата" ответчик, находясь в состоянии алкогольного опьянения, имя умысел на причинение тяжких телесных повреждений Мутагирову Р.Т., являющемуся истцам сыном и братом соответственно, взяв деревянную палку, нанес ему не менее одного удара в левую часть головы.
В результате полученных телесных повреждений Мутагиров Р.Т. 10 сентября 2011 года скончался.
Приговором Тукаевского районного суда Республики Татарстан от "дата" Васильев Р.А. признан виновным в совершении преступления и ему назначено наказание в виде "данные изъяты".
Весть о гибели сына и старшего брата была настоящим потрясением для истцов, они испытали сильнейший эмоциональный стресс, последствиями которого оказались частичная потеря сна, головные боли, повышенная раздражительность и многое другое.
Размер компенсации морального вреда, связанный с гибелью родного им человека, оценивают в сумме "данные изъяты" в пользу каждого.
Кроме того, при жизни Мутагиров Р.Т. заключил с обществом с ограниченной ответственностью "КамкомБанк" кредитный договор. В период нахождения Мутагирова Р.Т. в реанимационном отделении сумма долга составила "данные изъяты", которая была оплачена Мутагировой Г.Х.
Просят взыскать с ответчика компенсацию морального вреда по "данные изъяты" каждому, а также взыскать в пользу Мутагировой Г.Х. расходы, понесенные на оплату задолженности по кредитному договору в сумме "данные изъяты".
В ходе судебного заседания Мутагировы Т.А., Г.Х., Ф.Т., их представитель Хазиева А.Р. поддержали заявленные исковые требования в полном объёме, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Таштабанов С.Я. исковые требования в части компенсации морального вреда признал частично, полагая их подлежащими удовлетворению с учётом требований разумности и справедливости, исковые требования в части взыскания расходов, понесенных Мутагировой Г.Х. на оплату задолженности по кредитному договору, не признал.
Васильев Р.А. в судебное заседание не явился, отбывает наказание в "данные изъяты", представил суду отзыв на исковое заявление, согласно которому иск не признал.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представителя Р.А. Васильева - С.Я. Таштабанова ставится вопрос об отменен решения суда как незаконного и необоснованного, принятого по неполно исследованным обстоятельствам дела, в частности, утверждается, что возмещение Васильевым Р.А. расходов по оплате долга Мутагирова Р.Т. по кредитному договору, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "КамкомБанк", является неправомерным, поскольку обязанность по возмещению указанной суммы долга возлагается на его наследников в размере стоимости принятого наследственного имущества. Также податель жалобы указывает на то обстоятельство, что взысканная в счет компенсации морального вреда сумма определена судом без учёта фактических обстоятельств дела.
Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части возмещения Мутагировой Г.Х. расходов, понесенных на оплату задолженности по кредитному договору в сумме "данные изъяты"
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьёй 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными Главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В соответствии со статьёй 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
В силу пункта 1 статьи 365 Гражданского кодекса Российской Федерации к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора. Поручитель также вправе требовать от должника уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возмещения иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника.
По исполнении поручителем обязательства кредитор обязан вручить поручителю документы, удостоверяющие требование к должнику, и передать права, обеспечивающие это требование.
Как следует из приговора Тукаевского районного суда Республики Татарстан от "дата", Васильев Р.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде "данные изъяты".
Из данного приговора усматривается, что в ночь с "дата" на "дата" ответчик, находясь в состоянии алкогольного опьянения, имя умысел на причинение тяжких телесных повреждений Мутагирову Р.Т., взяв деревянную палку, нанес ему не менее одного удара в левую часть головы, причинив ему телесные повреждения, которые относятся к категории тяжких телесных повреждений.
В результате полученных телесных повреждений Мутагиров Р.Т. 10 сентября 2011 года скончался.
Судом установлено, что Мутагировы Т.А. и Г.Х., Ф.Т. являются соответственно родителями и братом Мутагирова Р.Т.
Как показали истцы в ходе судебного разбирательства, гибель сына и брата является для них невосполнимой потерей, в результате которой они испытывают глубочайшие нравственные страдания, которые заключаются в потере сна, настроения, постоянного ощущения отсутствия близкого человека, что вызывает постоянные головные боли и заставляет испытывать физические страдания, эмоциональный стресс.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, основывая свои выводы на положениях вышеуказанных статей 151, 1099, 1100-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно исходили из того, что в результате совершенного ответчиком преступления истцам причинен моральный вред в виде длительных нравственных и физических страданий, испытываемых ими в связи со смертью сына и брата, который подлежит компенсации.
Судебная коллегия считает, что компенсация морального вреда в сумме по "данные изъяты" каждому истцу определена судом с учётом степени и характера причиненных им страданий, требований разумности и справедливости, а также обстоятельств совершения преступления, указанных выше.
Доводы апелляционной жалобы о том, что постановленная ко взысканию в счет компенсации морального вреда сумма определена без учёта фактических обстоятельств дела, являются несостоятельными.
Суд при учёте заслуживающих внимание обстоятельств причинения морального вреда обоснованно пришел к выводу, что добровольная компенсация морального вреда отсутствовала, ответчик не совершил ни одного действия, направленного на сглаживание причиненных истцам страданий, а также учитывает и то обстоятельство, что отсутствие дохода не освобождает ответчика от гражданско-правовой ответственности, а лишь оценивается наравне с другими обстоятельствами при определении размера компенсации морального вреда.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходило из требований разумности и справедливости, степени нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лиц, которым причинен вред, в частности учёл то обстоятельство, что истцы и погибший Мутагиров Р.Т. проживали совместно, они до сих пор испытывают душевную боль в связи с потерей любимого близкого человека, боль утраты которого является невосполнимой. С учётом указанных обстоятельств суд правомерно постановил о взыскании по "данные изъяты" в пользу каждого родителя и брата Мутагирова Р.Т.
Также Мутагирова Г.Х. заявила требование о взыскании с ответчика расходов, понесённых ею на оплату задолженности по кредитному договору, заключенному с Мутагировым Р.Т. с обществом с ограниченной ответственностью "КамкомБанк", предоставив в обоснование указанного требования приходные кассовые ордера от "дата" и "дата" на общую сумму "данные изъяты", а также заявление от 09 сентября 2011 года на имя председателя правления общества с ограниченной ответственностью "КамкомБанк" о списании внесенных ею сумм в счёт досрочного закрытия кредита по договору .... от "дата".
Суд первой инстанции, исходя из этого обстоятельства, что Мутагирова Г.Х. являлась поручителем Мутагирова Р.Т. по кредитному договору от "дата" ...., заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "КамкомБанк", а также с учётом погашения ею суммы задолженности по кредиту, руководствуясь статьёй 365 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановил о взыскании с Васильева Р.А. расходов, понесенных Мутагировой Г.Х., на оплату задолженности по кредитному договору в размере "данные изъяты".
Вместе с тем вывод суда о применении к отношениям сторон положений статей 361, 365 Гражданского кодекса Российской Федерации является ошибочным, поскольку Мутагирова Г.Х. является в отношении Мутагирова Р.Т. наследником первой очереди.
Согласно пункту 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
При указанных обстоятельствах требование Мутагировой Г.Х. о взыскании с ответчика расходов, понесенных ею на оплату задолженности по кредитному договору, заключенному Мутагировым Р.Т. с обществом с ограниченной ответственностью "КамкомБанк", подлежит оставлению без удовлетворения.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьёй 199, пунктом 2 статьи 328, пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 27января 2012 года по данному гражданскому делу в части взыскания с Васильева Р.А. в пользу Мутагировой Г.Х. в счет возмещения убытков в размере "данные изъяты" отменить, в указанной части принять новой решение.
В удовлетворении исковых требований Мутагировой Г.Х. о возмещении убытков в размере "данные изъяты" отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.