Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Н.А. Губаевой,
судей Р.Р.Насибуллина, Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания О.В.Кузьмине
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Р.В.Давлетовой на решение Набережночелнинского городского суда РТ от 30 января 2012 года, которым постановлено:
исковые требования Р.В. Давлетовой удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда России в г. Набережные Челны включить в стаж на соответствующих видах работ Р.В. Давлетовой:
- периоды нахождения на учебе с 01.11.2000 года по 24.11.2000 года, с 01.02.2001 года по 19.02.2001 года и с 01.08.2001 года по 31.08.2001 года;
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 31.12.1993 года;
-период работы с 01.04.2011 года по 21.07.2011 год в должности музыкального руководителя Детского сада присмотра и оздоровления N .... " "данные изъяты"".
Р.В. Давлетовой в исковых требованиях о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, начиная с 21.07.2011 года, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Р.В.Давлетовой, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.В.Давлетова обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Набережные Челны РТ о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование требований указывается, что пенсионным органом ей необоснованно отказано в назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности о ввиду отсутствия требуемого 25-летнего специального стажа. В связи с чем, просила суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию с учетом периодов работы 01 августа1984 г. по 30 июля1986 г. в качестве инструктора по работе с детьми в клубе " "данные изъяты"" "данные изъяты" управления, периоды нахождения на учебе с 01 ноября 2000 г. по 24 ноября 2000 г., с 01 февраля. 2001 г. по 19 февраля 2001 г., с 01 августа 2001 г. по 31 августа 2001 г., периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 г. по 31 декабря 1993 г. (ребенок 02.09.1992 г.р.), период работы с 01 апреля 2011 г. по 21 июля 2011 г. в качестве музыкального руководителя "Детского сада присмотра и оздоровления .... " "данные изъяты"" г. Наб. Челны.
Истица на судебное заседание не явилась.
Представитель УПФ просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд иск удовлетворил частично и вынес решение в указанной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истица, выражая несогласие с судебным постановлением, просит его отменить в части отказа во включении в специальный стаж работы истицы периода с 01 августа1984 года по 30 июля 1986 годам в качестве инструктора по работе с детьми в клубе " "данные изъяты"" "данные изъяты" Управления. Указывается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Судебная коллегия считает решение суда правильным.
Согласно пункту 10 части 1 статьи28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как усматривается из материалов дела, 21 июля 2011 года истица обратилась в Управление пенсионного фонда РФ г. Набережные Челны РТ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением Управления пенсионного фонда от 29.07.2011 года ей в назначении такой пенсии отказано.
Названным решением ответчик не засчитал в специальный стаж истицы период работы с 01 августа 1984 г. по 30 июля 1986 г. в качестве инструктора по работе с детьми в клубе " "данные изъяты"" "данные изъяты" управления, периоды нахождения на учебе с 01 ноября 2000 г. по 24 ноября 2000 г., с 01 февраля. 2001 г. по 19 февраля 2001 г., с 01 августа 2001 г. по 31 августа 2001 г., периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 г. по 31 декабря 1993 г. (ребенок 02.09.1992 г.р.), период работы с 01 апреля 2011 г. по 21 июля 2011 г. в качестве музыкального руководителя "Детского сада присмотра и оздоровления .... " "данные изъяты"" г. Наб. Челны.
Отказывая истице во включении в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода ее работы в качестве инструктора по работе с детьми в клубе " "данные изъяты"" "данные изъяты" Управления и назначении пенсии, суд исходил из отсутствия правовых оснований.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, данной им в Постановлении N 2-П, в соответствии с которой принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781, ни ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N1067 не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "инструктор по работе с детьми" в клубе.
Вопросы отнесения граждан к категории имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия назначения этой пенсии, входят в компетенцию законодателя, суд же не обладает такими полномочиями.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19 часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 года N 40-О-О определение, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности, зависит от вида и профиля деятельности соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.
Поскольку, к моменту обращения в суд с заявлением о назначении трудовой пенсии с учетом спорного периода работы истица не выработала установленного стажа работы, то в удовлетворении ее требований о назначении пенсии судом отказано обоснованно.
По указанным основаниям доводы жалобы о том, что истица в спорный период работы фактически занималась педагогической деятельностью, в связи с чем, спорный период подлежит включению в льготный стаж, отклоняются как несостоятельные.
Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, а потому они не могут быть Судебной коллегией приняты во внимание в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, является законным и обоснованным
Поскольку суд первой инстанции правильно установил все необходимые для разрешения спора обстоятельства и правильно применил нормы материального и процессуального права, у Судебной коллегии отсутствуют предусмотренные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены принятого судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Набережночелнинского городского суда РТ от 30 января 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.В. Давлетовой - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.