Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Калимуллина Р.Я., судей Хабировой Ф.В., Янсона А.С.
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Ягиной Е.В. - Ягина В.Е. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 01 февраля 2012 года, которым отказано в удовлетворении иска Ягиной Е.В. к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом", обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ягодная слобода", муниципальному унитарному предприятию "Единый расчётный центр" о перерасчёте платежей за электроэнергию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Ягиной Е.В. - Ягина В.Е., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ягина Е.В. обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с иском о признании недействительным Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года N 87 "Об утверждении расчёта расходов электрической энергии, потреблённой внутри многоквартирного жилого дома" и о возложении на управляющие компании ООО "Управляющая компания "Уютный дом", ООО "Управляющая компания "Ягодная слобода" обязанности произвести перерасчёт выставленных счетов за потреблённую электроэнергию. В соответствии с определением Верховного Суда Республики Татарстан от 11 августа 2011 года гражданское дело в части требований Ягиной Е.В. к ООО "Управляющая компания "Уютный дом", ООО "Управляющая компания "Ягодная слобода" выделено в отдельное производство и передано для рассмотрения в Вахитовский районный суд города Казани. Согласно определению Вахитовского районного суда города Казани от 10 октября 2011 года дело передано для рассмотрения по подсудности в Ново-Савиновский районный суд города Казани.
Из искового заявления и пояснений представителя истца, данных в ходе рассмотрения дела, следует, что истец просит обязать ответчиков произвести перерасчёт выставленных счетов за потреблённую электроэнергию с 01 марта 2009 года без использования подпункта "а" пункта 1 Расчёта, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 87 от 16 февраля 2009 года и Примечания к указанному Расчёту. В обоснование требований истец и её представитель указывают на завышение ответчиками размера платежей за электроэнергию в результате неправильного определения общего объёма электроэнергии, потреблённой в помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учёта.
Представитель истца в судебном заедании иск поддержал.
Представитель ответчика ООО "Управляющая компания "Уютный дом" возражала против удовлетворения иска.
Представители ответчиков ООО "Управляющая компания "Ягодная слобода" и МУП "Единый расчётный центр" на рассмотрение дела не явились.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Ягиной Е.В. просит решение суда отменить, указывая на неправильное определение судом обстоятельств дела. В жалобе отмечается, что ответчиками в ходе рассмотрения дела не представлены в суд первичные бухгалтерские документы за период с марта 2009 года по настоящее время с ежемесячными показаниями индивидуальных приборов учёта потреблённой электроэнергии по каждому помещению дома, оборудованному данным прибором, без чего невозможно проверить правильность определения размера платежей за потреблённую электроэнергию для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учёта. Также в жалобе указано на неправомерное подключение ответчиком ООО "Управляющая компания "Уютный дом" к общедомовой электрической сети трёх квартир, переоборудованных из нежилых помещений, расходы электроэнергии в которых не вычитаются из общедомовых расходов, не оплачиваются проживающими в них лицами, что приводит к увеличению платежей за электроэнергию, выставляемых истцу. Также к необоснованному увеличению данных платежей приводит ненадлежащее состояние электрической сети, что способствует повышению общедомовых показателей потребления электроэнергии. Данные обстоятельства, по мнению представителя истца, не были учтены судом при принятии решения.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Жилищный кодекс Российской Федерации установил единую структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для всех собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Так, пункт 2 части 2 статьи 154 данного Кодекса предусматривает, что плата за жилое помещение включает в себя плату за коммунальные услуги, а часть 4 указанной статьи устанавливает, что плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе и плату за электроснабжение.
В соответствии с частью 1 статьи 72 во взаимосвязи с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в силу чего субъекты Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование жилищных отношений в соответствии с федеральными законами и при условии, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно указанным конституционным положениям, а также части 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним других федеральных законов. Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с этим порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Вместе с тем, порядок расчета размера платы в случаях, когда объем фактически потребленной электрической энергии за расчетный период, определенный по показателям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, превышает суммарный объем потребленной электрической энергии за тот же период в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета, то есть при наличии сверхнормативного расхода, федеральным законодательством не урегулирован.
В связи с этим, Кабинет Министров Республики Татарстан принял Постановление от 16 февраля 2009 года N 87 "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома". Указанным Постановлением утвержден порядок расчета сверхнормативного расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного жилого дома, для жилых помещений как оборудованных, так и не оборудованных индивидуальными приборами учета.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (в редакции от 21 июля 2008 года, действовавшей в период, за который истец просит произвести перерасчёт), собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется по формуле, установленной в подпункте 3 пункта 1 Приложения N 2 к указанным Правилам, а именно исходя из нормативов потребления. Однако данный порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, включая электроснабжение, не предусматривает порядок расчета размера платы за сверхнормативный расход электрической энергии в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, и, следовательно, применяется в случае, когда объем фактически потребленной электрической энергии за расчетный период по показателям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме совпадает с суммарным объемом потребленной электрической энергии за тот же период в помещениях как оборудованных, так и не оборудованных приборами учета, то есть при отсутствии сверхнормативного расхода электрической энергии.
При наличии сверхнормативного расхода электрической энергии внутри многоквартирного дома определение размера платы за потребленную электрическую энергию производится в соответствии с Расчётом, утверждённым Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года N 87, согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы за потребленную электрическую энергию для жилых помещений:
а) не оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по следующей формуле:
i
P = [V + [V - (V + V )] x --] x T,
ki in d np nn S ky
d
где:
V - объем (количество) электроэнергии, фактически потребленной за
d
расчетный период, определенный по показаниям коллективного
(общедомового) прибора учета в многоквартирном доме (кВт. час);
V - суммарный объем (количество) потребленной электроэнергии за
np
расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета
электроэнергии, измеренный индивидуальными приборами учета с учетом
потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт. час на одного
проживающего;
V - суммарный объем (количество) потребленной электроэнергии за
nn
расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета,
определенный исходя из нормативов потребления электроэнергии, утвержденных
в установленном порядке;
S - общая площадь i-того помещения (квартиры), не оборудованного
i
приборами учета электроэнергии;
S - общая площадь всех помещений (квартир) в многоквартирном доме,
d
не оборудованных приборами учета электроэнергии;
T - тариф на электроэнергию, установленный в соответствии с
ky
законодательством;
V - объем (количество) электроэнергии, потребленной за расчетный
in
период в i-том помещении, не оборудованном прибором учета, определенный исходя из нормативов потребления электроэнергии, утвержденных в установленном порядке;
б) оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по показаниям индивидуальных приборов учета с учетом потребления на общедомовые нужды исходя из 7 кВт. час на одного проживающего.
Судом установлено, что истец с семьёй в составе 4 человек проживает в трёхкомнатной квартире по адресу: "адрес". Управление данным домом осуществляет ООО "Управляющая компания "Уютный дом". Квартира истца индивидуальным прибором учёта потреблённой электроэнергии не оборудована, поэтому платежи за электроэнергию истцу начисляются по нормативу.
Доказательств, подтверждающих наличие у истца прав на квартиру "адрес", в связи с чем исковые требования были предъявлены к ответчику ООО "Управляющая компания "Ягодная слобода", в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций истцом не представлено.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска суд не установил оснований для вывода о наличии в действиях ответчика ООО "Управляющая компания "Уютный дом" нарушений требований Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 и Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 февраля 2009 года N 87 при начислении истцу платежей за электроэнергию. При этом доводы истца о завышении ответчиком размера платежей суд признал не доказанными.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Действующее законодательство, возлагая в рассматриваемой ситуации на ответчика бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 6 статьи 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"), не освобождает истца от обязанности доказать сам факт нарушения либо оспаривания её прав, свобод или законных интересов, послуживший основанием для обращения в суд (ч. 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Истец и её представитель в ходе рассмотрения дела не представили суду доказательств, подтверждающих завышение ответчиком размера начисленных истцу за период с 01 марта 2009 года платежей за пользование электроэнергией. Выводы представителя истца о завышениях указанных платежей, основанные на сравнительном анализе представленных ответчиком сведений о ежемесячных показателях общедомового счётчика, носят предположительный характер.
Также не представлено суду доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, с достоверностью подтверждающих утверждение представителя истца о безучётном подключении ответчиком к общедомовой сети трёх квартир, переоборудованных из нежилых помещений, и о ненадлежащем состояние электрической сети, что способствует повышению общедомовых показателей потребления электроэнергии.
Заявленное истцом требование о возложении на ответчиков обязанности произвести перерасчёт выставленных счетов за потреблённую электроэнергию с 01 марта 2009 года без использования подпункта "а" пункта 1 Расчёта, утверждённого Постановлением Кабинета Министров РТ N 87 от 16 февраля 2009 года и Примечания к указанному Расчёту, противоречит данным нормативным положениям правового акта.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд руководствовался нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права при разрешении дела судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного акта.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 01 февраля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ягиной Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.