Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,
судей Л.М. Мусиной и Р.Р. Насибуллина,
при секретаре судебного заседания Р.Г. Хусаинове,
с участием прокурора Д.В. Дындова,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе И.И. Каримова и апелляционному представлению прокурора Советского района города Казани на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 24 января 2012 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении иска Каримова Ильдара Исмагиловича к Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан, Приволжскому региональному центру МЧС России, МЧС России о признании незаконным уведомления, признании незаконными и отмене приказа о сокращении и зачислении в распоряжение, приказа .... от "дата", приказа .... от "дата", восстановлении на службе.
Проверив материалы дела, выслушав И.И. Каримова и его представителей Р.Р. Арифова, Р.И. Арифова, поддержавших апелляционную жалобу, представителя Приволжского регионального центра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Тимохина, возражавшего удовлетворению апелляционных жалоб и представления, а также прокурора Д.В. Дындова в поддержку апелляционного представления, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.И. Каримов обратился в суд с иском Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по Республике Татарстан, Приволжскому региональному центру МЧС России, МЧС России о защите трудовых прав, указав, что с "дата" проходил службу в органах государственной противопожарной службы, с "дата" занимал должность начальника отдела административной практики и дознания управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, а "дата" был ознакомлен с уведомлением о сокращении с "дата" занимаемой им должности и предложении в связи с этим вакантной должности начальника аварийно-спасательных работ управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, при этом последующий приказ Приволжского регионального центра МСЧ России за .... от "дата" о сокращении должности с зачислением в распоряжение Главного управления МЧС России по Республике Татарстан ему для ознакомления не предъявлялся.
Между тем, по утверждению истца, предлагавшаяся должность не являлась равнозначной и относилась к другому управлению, иному виду деятельности, а относительно сокращении должности он был уведомлен лишь за 17 дней до самого события, тогда как по закону определен срок в два месяца.
Кроме того, само увольнение оформлено было приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за N .... от "дата" и приказом Главного управления МЧС России по Республике Татарстан .... от "дата" в период нахождения его временной нетрудоспособности, без учета послужного списка, многочисленных благодарностей и наград, наличия на иждивении несовершеннолетнего ребенка и престарелой матери, предоставляющих преимущественное право ему либо на оставление на должности, либо на перемещение на другую равнозначную должность.
По названным основаниям истец просил признать уведомление от "дата", приказ Приволжского регионального центра МСЧ России .... от "дата", приказ Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий .... от "дата", приказ Главного управления МЧС России по Республике Татарстан N .... от "дата" незаконными и отменить, восстановить себя на службе в ранее занимаемой или иной равнозначной должности.
Представители МЧС России по Республике Татарстан иск не признали.
Приволжский региональный центр МЧС России, МЧС России явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе И.И. Каримов ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, приводя доводы иска. Указывает, в частности, что ответчики не предложили ему все имеющиеся в наличии вакантные должности, соответствующие его должностным обязанностям, фактически сокращения численности сотрудников в Главном управлении МЧС России по Республике Татарстан не было, обжалуемые приказы были вынесены в период его временной нетрудоспособности.
В апелляционном представлении прокурором также ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, указывает, что предложенная должность квалификации истца не соответствует и исполнение обязанностей не представляется возможным без переподготовки, также при разрешении вопроса о законности процедуры уведомления в связи сокращением должности суду следовало руководствоваться Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в частности, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции.
Согласно части третьей статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В силу абзаца первого статьи 40 Федерального закона от 25 июля 2002 го-да N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" на лиц рядового, начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1.
Порядок и условия прекращения службы в органах внутренних дел по сокращению штатов определены в главе 7 (статьи 57 - 64) названного Положения.
В соответствии с пунктом "е" части первой статьи 58 Положения увольнение сотрудников органов внутренних дел по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел допускается в случае невозможности использования сотрудника по службе.
Как предусмотрено в пункте 17.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, увольнение по сокращению штатов (пункт "е" статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе.
Исходя из статьи 65 Положения, сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от занимаемой должности либо пониженными в долж-ности, лишенными специального звания либо сниженными в специальном звании, а также незаконно уволенными из органов внутренних дел, подлежат восстановлению соответственно в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел. Основанием для восстановления в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел являются заключение по результатам служебной проверки, вступившее в силу решение суда либо заявление реабилитированного в установленном действующим законодательством порядке сотрудника органов внутренних дел о его восстановлении на службе.
Из установленных судом обстоятельств и материалов по делу усматривается, что по состоянию на "дата" И.И. Каримов в специальном звании полковника внутренней службы проходил службу в составе Главного управления МЧС России по Республике Татарстан в должности начальника отдела административной практики и дознания управления государственного пожарного надзора.
При этом в соответствии с приказом МЧС России от 15 сентября 2010 года N456 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2010 года N1047" Главное управление МЧС России по Республике Татарстан переведено с 1 декабря 2010 года на новое штатное расписание, занимаемая И.И. Каримовым должность признана подлежащей сокращению.
"дата" истец уведомлен о предстоящем с "дата" сокращении занимаемой должности и ему предложена должность начальника отдела организации аварийно-спасательных работ управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, а также сообщено о возможном в случае отказа от предлагаемой должности увольнении в двухмесячный срок с момента получения уведомления.
В последующем, истец на основании приказа Приволжского регионального центра МСЧ России .... от "дата" освобожден от должности начальника отдела административной практики и дознания государственного пожарного надзора с зачислением с "дата" в распоряжение Главного управления МЧС России по Республике Татарстан; приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за .... от "дата" по Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан и приказом Главного управления МЧС России по Республике Татарстан .... от "дата" уволен с "дата" по сокращению штатов - по пункту "е" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Разрешая спор и постановляя решение об отказе в иске, суд первой инстанции исходил из того, что установленный порядок увольнения в связи с сокращением штата соблюден в отношении И.И. Каримова, который от предложенной ответчиком равнозначной должности отказался.
С таким выводом суда не может согласиться Судебная коллегия.
Регламентированный Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (пункт "е" части первой статьи 58) и действующий в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы порядок к обязательным условиям при увольнении со службы по сокращению штатов относит невозможность дальнейшего использования в службе высвободившегося сотрудника в связи с его отказом от перемещения по службе.
Соблюдение вышеназванного порядка предполагает обязанность ответчика предоставить соответствующему сотруднику до его увольнения все имеющиеся в распоряжении вакантные равнозначные и нижестоящие должности, по которым в силу состояния своего здоровья и квалификации такой сотрудник мог исполнять служебные обязанности. При этом право выбора подходящей для себя должности для перемещения по службе принадлежит самому сотруднику.
Между тем, установлено по делу и не отрицается сторонами, что в рамках проводимых в Главном управлении МЧС России организационно-штатных мероприятий на основе возглавляемого истцом отдела административной практики и дознания управления государственного пожарного надзора были созданы фактически два подразделения в составе управления надзорной деятельности, а именно, отдел административной практики и отдел дознания.
Кроме того, из приказа Приволжского регионального центра МСЧ России .... от "дата" следует, что по состоянию на "дата" в Главном управлении МСЧ России должности вышеперечисленных, а также ряда других отделов являлись вакантными. (л.д. 55-63, т.1)
Тем не менее, в связи проводимыми мероприятиями И.И. Каримову предложена была только должность начальника отдела организации аварийно-спаса-тельных работ управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, обязанности по которой существенно отличались от исполнявшихся истцом в ранее занимаемой должности, соответственно, не могли исполняться без переквалификации и обучения, что усматривается из должностных инструкций (л.д. 153-159, т.1; л.д. 186-191, т.1).
Таким образом, несмотря на объективно сохранявшуюся возможность для Главного управления МСЧ России по Республике Татарстан использовать истца на службе по одной из тех вакантных равнозначных (соответствующих квалификации) должностей, которые на тот момент имелись в наличии, соответствующие действий предпринято не было, вопрос о продолжении службы истца в указанных должностях не рассматривался, сами должности ему не предлагались.
При установленных обстоятельствах увольнение истца со службы, как произведенное с нарушением установленного порядка, также приказ Главного управления МЧС России по Республике Татарстан .... от "дата" в качестве итогового документа, опосредовавшего названную процедуру, надлежат признанию незаконными.
В силу изложенного и на основании статьи 65 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации истец подлежит восстановлению на службе в Главном управлении МЧС России по Республике Татарстан с "дата" в ранее занимаемой должности начальника отдела административной практики и дознания управления государственного пожарного надзора.
Решение суда в части отказа в удовлетворении иска И.И. Каримова в части требований о признании приказа Главного управления МЧС России по Республике Татарстан .... от "дата" незаконным и восстановлении на работе по ранее занимаемой должности подлежит, как постановленное с нарушением норм материального права, отмене с принятием в данной части нового решения об удовлетворении иска.
Обращаясь к приказу Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий .... от "дата" по Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан необходимо отметить, что данный документ, имеющий, исходя из его внутриведомственного характера, адресатом только Главное управление МЧС России по Республике Татарстан, самостоятельным основанием для увольнения истца не служит и само по себе его трудовых прав не нарушает.
Соответственно, решение суда в этой части подлежит оставлению без изменения.
По приведенным мотивам не имеется оснований для отмены решения суда и в части разрешения исковых требований по уведомлению от "дата", приказу Приволжского регионального центра МСЧ России .... от "дата".
Поскольку требования о выплате заработка за время вынужденного прогула истцом не заявлялись, а в деле отсутствуют какие-либо доказательства, позволяющие суду апелляционной инстанции по собственной инициативе рассмотреть данный вопрос, Судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы как заявленного И.И. Каримовым иска, так и апелляционных жалобы и представления.
Данные требования могут быть поставлены И.И. Каримовым путем подачи самостоятельного иска.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 2), 330 (пункт 4 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 24 января 2012 года по данному делу в части отказа в удовлетворении исковых требований Каримова Ильдара Исмагиловича о признании приказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан от "дата" .... и восстановлении на работе отменить и принять новое решение, которым иск в этой части удовлетворить.
Признать приказ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан от "дата" .... об увольнении ФИО1 незаконным.
Восстановить Каримова Ильдара Исмагиловича в ранее занимаемой должности в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан с "дата".
То же решение суда в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.