Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А.С. Галиевой,
судей Ю.Р. Мочаловой, М.М. Сальниковой,
при секретаре Ю.Н. Шигаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Авиастроительного района г. Казани ФИО16 на заочное решение Вахитовского районного суда г. Казани от "дата", которым в удовлетворении заявления прокурора отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав выступления прокурора ФИО11 в поддержку представления, представителя "данные изъяты" ФИО12, возражавшей против удовлетворения представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Авиастроительного района г. Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд к "данные изъяты" о возложении обязанности заключить охранное обязательство, зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ограничение (обременение) права собственности и установить надписи и обозначения в отношении объекта культурного наследия.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Авиастроительного района г. Казани проведена проверка исполнения Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". При этом установлено, что по адресу: г. Казань, "адрес" расположен "дом "данные изъяты", "дата" года, архитектор ФИО14", где располагалось "Здание "данные изъяты"", в которой работал татарский поэт, Герой Советского Союза ФИО17". Постановлением Совета Министров ТАССР N .... от "дата" года указанный памятник был включен в число памятников истории и культуры в Татарской АССР как памятник местного значения.
Этот объект культурного наследия, а именно нежилое двухэтажное помещение с цокольными и мансардными этажами, общей площадью .... кв.м лит. А, А1 инв, .... в соответствии со свидетельством о регистрации права от "дата" серии .... номер .... находится в собственности "данные изъяты"
Как показала проверка, "данные изъяты" не предприняло меры по заключению охранного обязательства, как того требуют действующие нормативные акты, на объекте культурного наследия соответствующие надписи и обозначения не установило.
В судебном заседании представитель прокурора заявление поддержал.
Ответчик "данные изъяты" представителя в суд не направил.
Представитель третьего лица Министерства культуры Республики Татарстан с требованиями прокурора согласился.
Заочным решением суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном представлении прокурор Авиастроительного района г.Казани ставит вопрос об отмене решения, указывая, что оно вынесено без учета обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Приводит те же доводы, которые им были заявлены в обоснование требований при обращении в суд.
Судебная коллегия считает, что заочное решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России" (далее - Федеральный закон) собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с положениями указанной статьи собственник объекта культурного наследия принимает на себя охранное обязательство в отношении объектов наследия регионального значения, которое оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
В Республике Татарстан таким органом является Министерство культуры Республики Татарстан.
Пунктом 3 статьи 63 Федерального закона предусмотрено, что впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры".
Согласно пункту 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. Собственник объекта культурного наследия обязан заключить охранное обязательство с государственным органом охраны памятников.
На основании статьи 33 Федерального закона и пункта 1 статьи 14 Закона Республики Татарстан N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан", объекты культурного наследия подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 73-Ф3 от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Надписи выполняются на русском языке -государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Из материалов дела следует, что на основании постановления Совета Министров Татарской АССР от 23 октября 1981 г. за N 601 "О ходе выполнения в Татарской АССР Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", здание - "дом "данные изъяты", "дата", архитектор ФИО14" включено в число памятников истории и культуры в Татарской АССР подлежащих государственной охране, как памятник местного значения.
В свою очередь Министерство культуры Татарской АССР обязано было в соответствии с пунктом 8 названного постановления принять на баланс этот дом, что сделано не было.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, дом "данные изъяты", "дата" года постройки был снесён, и на его месте в "дата" году построен новый двухэтажный дом с мансардой. Собственником нового дома является "данные изъяты"
Отказывая прокурору в удовлетворении требований, суд правомерно исходил из того, что объект культурного наследия - дом "данные изъяты", "дата" года постройки, утрачен.
При этом сведений о том, что вновь выстроенный в "дата" году дом признан памятником культурного наследия, не имеется.
При таких обстоятельствах заочное решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционного представления не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Вахитовского районного суда г. Казани от "дата" по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Авиастроительного района г. Казани ФИО18 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.