Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 03 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Ф. Гафарова,
судей Ю.Р. Мочаловой, М.М. Сальниковой,
при секретаре А.С. Шараповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционному представлению представителя прокурора Кировского района г.Казани ФИО13 и апелляционной жалобе представителя "данные изъяты" ФИО14 на решение Вахитовского районного суда г. Казани от "дата", которым постановлено:
иск прокурора Кировского района г.Казани удовлетворить частично.
Обязать "данные изъяты" принять меры по предотвращению доступа в здание посторонних лиц в целях избежания несчастных случаев с гражданами и угрозы разрушения объекта культурного наследия республиканского значения " "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", до проведения ремонтно-реставрационных работ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, выслушав объяснения прокурора ФИО11 в поддержку представления, представителя "данные изъяты" ФИО15 в поддержку жалобы, представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ФИО16, возражавшей против удовлетворения представления и жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района г.Казани (далее - прокурор), действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - МЗИО РТ), "данные изъяты" о возложении обязанности привести объект культурного наследия в надлежащее состояние.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Кировского района г.Казани была проведена проверка исполнения законодательства об объектах культурного наследия. Проверкой установлено, что объект культурного наследия республиканского значения " "данные изъяты" расположенный по адресу: "адрес", принят на государственную охрану памятников истории и культуры. Однако в ходе осмотра этого объекта было выявлено неудовлетворительное состояние его внешних архитектурно- конструктивных элементов, фундамента, цоколя, стен и др. Прокурор полагал, что собственником объекта культурного наследия МЗИО РТ и пользователем здания "данные изъяты" допускается его разрушение и не принимаются меры по содержанию указанного памятника в надлежащем состоянии.
Прокурор просил обязать ответчиков МЗИО РТ и "данные изъяты" провести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия республиканского значения "данные изъяты", а именно:
1. восстановить минарет, михраб;
2. провести реставрацию внешних архитектурно-конструктивных элементов памятника, восстановить утраченные элементы фасадов, конструктивных элементов;
3. обследовать фундаменты;
4. восстановить цоколь, провести гидроизоляцию, устранить поражение кладки грибком, меление кирпича, восстановить отмостки и вертикальную планировку территории, устранить разрушение кладки цоколя активной древесной растительностью;
5. восстановить стены (привести в удовлетворительное состояние), на фасадах устранить трещины, намокания и грибковые поражения в карнизной части, полностью восстановить кладку карнизов;
6. провести ремонт крыши, установить водосточные трубы, восстановить минарет;
7. восстановить внешнее декоративное убранство (привести в удовлетворительное состояние), восстановить утраченные декоративные элементы, провести реставрацию;
8. восстановить внутренние архитектурно-конструктивные и декоративные элементы памятника (привести в удовлетворительное состояние), восстановить исторические сводчатые перекрытия, плоские перекрытия советского периода привести в удовлетворительное состояние;
9. провести замену пола;
10. восстановить стены, а также стену под минаретом, устранить вертикальные трещины, поражение грибком в верхней части;
11. провести замену дверей и окон;
12. восстановить лепные, скульптурные и прочие декоративные украшения;
13. восстановить ограду.
Обязать МЗИО РТ и "данные изъяты" принять меры по предотвращению доступа в здание посторонних лиц в целях избежания несчастных случаев с гражданами и угрозы разрушения объекта культурного наследия республиканского значения до проведения ремонтно-реставрационных работ.
В судебном заседании представитель прокурора требования поддержал.
Представитель ответчика МЗИО РТ заявленные требования не признала.
Ответчик "данные изъяты" и третье лицо Министерство культуры Республики Татарстан представителей в суд не направили.
Решением суда заявленные требования удовлетворены частично.
В апелляционном представлении представитель прокурора ставит вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении заявления. Указывает, что суд не принял во внимание требования пункта 3 статьи 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия", предусматривающего возложение бремени надлежащего содержания объекта культурного наследия на его собственника и пользователя. Ссылается на то обстоятельство, что не проведение ремонтно-реставрационных работ приведет к полному разрушению объекта культурного наследия и утрате исторического облика центра столицы.
В апелляционной жалобе "данные изъяты" выражает свое несогласие с решением суда, просит его отменить. Приводит доводы о том, что "данные изъяты" не имеет финансовой возможности содержать мечети Республики Татарстан.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичному изменению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России" (далее - Федеральный закон) особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 48 Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Пунктом 3 статьи 63 Федерального закона предусмотрено, что впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры".
Из материалов дела следует, что прокуратурой Кировского района г. Казани проведена проверка исполнения Федерального закона, в ходе которой было установлено, что по адресу: "адрес" располагается объект культурного наследия республиканского значения " "данные изъяты". На основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от "дата" N .... указанный памятник включен в категорию объектов исторического и культурного наследия республиканского значения.
В ходе осмотра вышеназванного объекта культурного наследия было выявлено неудовлетворительное состояние его внешних архитектурно- конструктивных элементов, фундамента, цоколя, стен и др.
На основании статьи 33 Федерального закона и пункта 1 статьи 14 Закона Республики Татарстан N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан", объекты культурного наследия подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от "дата" N .... здание "данные изъяты" по адресу: "адрес" принято в государственную собственность Республики Татарстан и передано "данные изъяты" в безвозмездное пользование.
Между "данные изъяты" и Главным управлением госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры Министерства культуры Республики Татарстан заключен охранный договор от "дата" N ...., по условиям которого "данные изъяты" принял на себя полную ответственность за сохранность памятника, а также обязательство своевременно производить консервационные и ремонтно-реставрационные работы, текущий ремонт за свой счет и в сроки, предусмотренные актом технического состояния.
В разделе 2 акта технического состояния памятника истории и культуры установлен план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника, предусматривающий проведение первоочередных и противоаварийных мероприятий, разработку научной проектно-сметной документации в полном объеме в 2008 году, реализацию проекта реставрации - в 2009-2010 годы.
Между тем, взятые по охранному договору обязательства "данные изъяты" не исполняются.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции о полном отказе в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на "данные изъяты" произвести ремонтно-реставрационные работы, поскольку "данные изъяты" приняло на себя обязательство по охранному договору на проведение указанных в нем в определенные сроки конкретных ремонтно-реставрационные работ.
Необходимо также отметить, что выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия создают угрозу для его сохранности, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости дополнить решение суда указанием о возложении на "данные изъяты" обязанности проведения ремонтно-реставрационных работ, которые должны были быть проведены в соответствии с условиями охранного договора (приложения к нему - акта технического состояния памятника истории и культуры), однако не выполнены в установленный охранным обязательством срок.
Следует указать и на то обстоятельство, что основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора в отношении ответчика МЗИО РТ не может служить изложенная в решении позиция суда первой инстанции о недопустимости вмешательства в компетенцию государственных органов в сфере распределения бюджетных средств, поскольку в данном случае требований, непосредственно влекущих такие последствия, не заявлено. Но поскольку в соответствии с условиями охранного договора не собственник, а пользователь объекта культурного наследия взял на себя обязательства по его сохранению, надлежащим ответчиком по делу является "данные изъяты".
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от "дата" по данному делу изменить, дополнив указанием о возложении обязанности на "данные изъяты" провести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия республиканского значения "данные изъяты" расположенным по адресу: "адрес", в соответствии с условиями охранного договора.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.