Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего - судьи Гафарова Р.Ф.,
судей Мочаловой Ю.Р., Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе председателя Чистопольского городского отделения Татарстанской республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и других локальных конфликтов Петрова Ю.Н. на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 1 марта 2012 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Ликвидировать Чистопольское городское отделение Татарстанской республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и других локальных конфликтов ОГРН ....
Исключить Чистопольское городское отделение Татарстанской республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и других локальных конфликтах из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Чистопольского городского отделения Татарстанской республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и других локальных конфликтов государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рулей.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения председателя Чистопольского городского отделения Татарстанской республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и других локальных конфликтов Петрова Ю.Н. в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан Богдановича Е.В. и Игнатьева С.К, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Управление Минюста России по РТ) обратилось в суд с исковым заявлением к Чистопольскому городскому отделению Татарстанской республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и других локальных конфликтов (далее - общественная организация инвалидов) о ликвидации указанной общественной организации и исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование иска Управление Минюста России по РТ указывает, что в период с 31 мая 2010 года по 29 июня 2010 года им проведена выездная проверка соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" общественная организация инвалидов использует эмблему, которая не зарегистрирована в установленном законом порядке; в нарушение статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" ежегодно не информирует орган, принявший решение о государственной регистрации общественной организации инвалидов, о продолжении своей деятельности; в нарушение требований статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации общественная организация инвалидов осуществляет перевозку пассажиров транспортом общего пользования.
По итогам проведенной выездной проверки был составлен акт от 30 июня 2010 года и вынесено предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства от 7 июля 2010 года .....
В отношении общественной организации инвалидов Управлением Минюста России по РТ также было вынесено представление о недопустимости нарушения действующего законодательства от 1 декабря 2010 года ...., в котором выражено требование устранить допущенные нарушения и представить документы, подтверждающие факт устранения этих нарушений до 17 января 2011 года.
Поскольку требования Управления Минюста России по РТ не были исполнены, им принято решение о приостановлении деятельности общественной организации инвалидов (распоряжение от 17 января 2011 года ....). Данное распоряжение было обжаловано в Министерство юстиции Российской Федерации, и жалоба оставлена без удовлетворения, в судебном порядке данное решение не обжаловалось, нарушения не устранены.
В связи с этим, Управление Минюста России по РТ просит ликвидировать общественную организацию инвалидов, исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель Управления Минюста России по РТ исковые требования поддержал.
Представители общественной организации инвалидов исковые требования не признали, пояснив, что распоряжение о приостановлении деятельности считают незаконным, так как федеральное законодательство не запрещает общественным организациям заниматься предпринимательской деятельностью. Эмблема общественной организации инвалидов была зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Татарстан 28 июля 1999 года, разрешение ...., имеется разрешение на право изготовления круглой печати, углового штампа, малого штампа, выданное Министерством информации и печати Республики Татарстан 30 июля 1999 года .....
Представитель третьего лица - Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы г.Чистополь по Республике Татарстан вопрос оставила на усмотрение суда.
Суд удовлетворил исковые требования Управления Минюста России по РТ, приняв решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. При этом заявитель апелляционной жалобы ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данном постановлении выражена правовая позиция о невозможности ликвидации юридического лица лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Также приводятся доводы о том, что предпринимательская деятельность, осуществляемая общественной организацией, служит достижению уставных целей, ради которых она создана, а эмблема зарегистрирована в установленном порядке. Кроме того, суд не учел, что общественные организации инвалидов освобождены от уплаты государственной пошлины, и неправомерно разрешил вопрос о взыскании государственной пошлины с ответчика.
Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений являются предметом регулирования Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 Федерального закона.
Согласно статье 44 Федерального закона основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:
нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
В силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 12 октября 2004 года N 1313, к полномочиям Министерства относится принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных объединений. Как указано в Перечне управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Управление Минюста России по РТ) является территориальным органом данного министерства.
Как следует из материалов дела, Управлением Минюста России по РТ проведена проверка деятельности общественной организации в рамках контрольных и надзорных полномочий, установленных статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В результате проверки установлено, что организация:
в нарушение пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" использует эмблему, которая не зарегистрирована в установленном законом порядке;
в нарушение статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" ежегодно не информирует орган, принявший решение о государственной регистрации общественной организации инвалидов, о продолжении своей деятельности;
в нарушение требований статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации самостоятельно осуществляет перевозку пассажиров.
Как видно из пункта 7 акта проверки от 30 июня 2010 года, выявленные нарушения частично устранены, представлено сообщение о продолжении деятельности за 2009 год (л.д.28).
7 июля 2010 года Управлением Минюста России по РТ вынесено предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства N 03-6605 (л.д.34), в котором указывается на нарушение пункта 4 статьи 3 Федерального закона, статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и установлен срок для устранения данных нарушений - до 4 октября 2010 года. В указанный срок общественная организация инвалидов должна была представить в Управление Минюста России по РТ документы, подтверждающие право на использование эмблемы; документы, подтверждающие отказ организации от осуществления коммерческой деятельности по перевозке пассажиров, либо документы о создании коммерческой организации, которая будет осуществлять перевозку пассажиров. Общественная организация инвалидов также предупреждена о том, что непринятие мер по устранению нарушений является основанием для привлечения к административной ответственности, а также для обращения в суд с заявлением о ликвидации организации.
1 декабря 2010 года те же требования выдвинуты Управлением Минюста России по РТ в форме представления о недопустимости нарушения действующего законодательства ...., установлен срок для устранения нарушений - до 17 января 2011 года (л.д.37-38). В представлении также разъяснено, что непринятие мер по устранению нарушений является основанием для принятия решения о приостановлении деятельности организации сроком до шести месяцев.
27 января 2011 года Управлением Минюста России по РТ принято решение о приостановлении деятельности общественного объединения (распоряжение от 17 января 2011 года .... сроком до 1 июля 2011 года "данные изъяты"
25 февраля 2011 года общественная организация инвалидов обратилась к начальнику Управления Минюста России по РТ с просьбой отменить распоряжение, письмом от 5 марта 2011 года .... заявителю разъяснено его право на обжалование действий и (или) бездействия государственных служащих в досудебном и судебном порядке ( "данные изъяты"
8 апреля 2011 года общественная организация обжаловала действия Управления Минюста России по РТ, обратившись к Министру юстиции Российской Федерации. Жалоба рассмотрена Департаментом по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, в письме от 4 мая 2011 года .... сообщается, что действия Управления Минюста России по РТ в отношении общественной организации инвалидов являются правомерными, а предупреждение Управления подлежит исполнению ( "данные изъяты" В судебном порядке распоряжение о приостановлении деятельности, иные действия Управления Минюста России по РТ в отношении общественной организации инвалидов не обжаловались.
Поскольку нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности, не были устранены, к данным правоотношениям должен быть применен абзац четвертый статьи 44 Федерального закона. Неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, по смыслу статьи 44 Федерального закона является самостоятельным фактом, влекущим последствия в виде ликвидации общественного объединения, и этот факт находит подтверждение в материалах дела.
Кроме того, судом исследован вопрос о характере и степени значимости выявленных нарушений, им дана надлежащая правовая оценка, основанная на анализе норм Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях", Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции сделаны правильные выводы о необходимости государственной регистрации символики общественного объединения в целях ее приведения в соответствие с положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в редакции Федерального закона от 19 мая 2010 года N88-ФЗ).
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что перевозка пассажиров транспортом общего пользования общественной организацией инвалидов является незаконной.
Согласно статье 27 Федерального закона общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.
В силу прямого указания статей 789, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации может осуществляться только коммерческой организацией, следовательно, осуществление этой деятельности общественной организацией инвалидов противоречит указанным нормам.
Исходя из изложенного, решение суда в части ликвидации Чистопольского городского отделения Татарстанской республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и других локальных конфликтов судебная коллегия находит законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы относятся к существу выявленных нарушений в части использования символики общественной организации и осуществления деятельности по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, однако, данный вопрос исследован судом первой инстанции всесторонне и полно, нормы материального права применены правильно.
Довод о неправомерном взыскании с ответчика государственной пошлины, по мнению судебной коллегии, заслуживает внимания в связи со следующим.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
В связи с этим, решение в части взыскания государственной пошлины с Чистопольского городского отделения Татарстанской республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и других локальных конфликтов подлежит отмене.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 1 марта 2012 года по данному гражданскому делу в части взыскания с Чистопольского городского отделения Татарстанской республиканской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и других локальных конфликтов государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 200 рублей отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.