Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гафарова Р.Ф.,
судей Мочаловой Ю.Р., Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Фахрутдинова М.Р. - Нестерова В.О. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 7 марта 2012 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Обязать М.Р. Фахрутдинова заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия "Дом Климова, 1910г., арх. Ф.Г. Амлонг", расположенного по адресу: "адрес" - в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в силу.
Обязать М.Р. Фахрутдинова зарегистрировать в Едином государственном реестре ограничения (обременения) права в отношении объекта культурного наследия "Дом Климова, 1910г. арх. Ф.Г. Амлонг", расположенного по адресу: "адрес"
Обязать М.Р. Фахрутдинова установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия - "Дом Климова, 1910г. арх. Ф.Г. Амлонг", расположенного по адресу: "адрес"
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя прокурора Вахитовского района города Казани - Бакировой Ф.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Вахитовского района города Казани обратился в суд в защиту интересов субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Фахрутдинову М.Р. об обязании заключить охранное обязательство на объект культурного наследия регионального (республиканского) значения.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Вахитовского района города Казани проведена проверка исполнения Федерального закона N73-Ф3 от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) при эксплуатации объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения "Дом Климова, 1910г. арх. Ф.Г. Амлонг", расположенного по адресу: "адрес"
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 января 1993 года N39 указанное здание включено в реестр объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения "Дом Климова, 1910г. арх. Ф.Г. Амлонг".
Фахрутдинову М.Р. принадлежат на праве собственности нежилые помещения 1-го и 2-го этажей здания, расположенного по адресу: "адрес" - что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Проверкой установлено, что ответчиком не приняты предусмотренные законом меры по заключению охранного обязательства с Министерством культуры Республики Татарстан.
В связи с изложенным, прокурор просит обязать Фахрутдинова М.Р. заключить охранное обязательство с Министерством культуры Республики Татарстан в отношении указанного объекта культурного наследия.
В процессе рассмотрения дела требования прокурора были уточнены и заявлены дополнительные требования: оформить договор по обеспечению сохранности объекта культурного наследия в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу с последующей государственной регистрацией обременения права собственности в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан; установить на объекте культурного наследия надписи и обозначения, содержание информацию о нем в соответствии с требованиями Федерального закона.
Представитель Фахрутдинова М.Р. Нестеров В.О. исковые требования не признал, пояснив, что оснований для их удовлетворения не имеется, так как при заключении договора купли-продажи ответчик не был осведомлен о правовом режиме данного объекта, а с предложениями о заключении охранного обязательства к нему никто не обращался. Кроме того, постановление Кабинета Министров, в соответствии с которым объект подлежит государственной охране, не опубликовано официально для всеобщего сведения.
Представитель третьего лица Министерства культуры Республики Татарстан Афлитунов А.М. поддержал исковые требования.
Представитель третьего лица муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Хайруллин Р.Р. против удовлетворения исковых требований не возражал
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Нестерова В.О., являющегося представителем Фахрутдинова М.Р., ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, при этом также приводятся доводы о неосведомленности ответчика о статусе объекта и об отсутствии его обязанности по заключению охранного обязательства.
Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.
Преамбулой Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно пункту 3 статьи 48 Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Как следует из пункта 4 статьи 48 Федерального закона, при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Из материалов дела усматривается, что Фахрутдинов М.Р. является собственником нежилых помещений "адрес" Право собственности зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 26 сентября 2008 года "данные изъяты"
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 января 1993 года N39 здание, расположенное по адресу: "адрес" - включено в список памятников архитектуры Республики Татарстан, подлежащих государственной охране как памятники республиканского (Республика Татарстан) значения, "Дом Климова, 1910г. арх. Ф.Г. Амлонг".
Главой IV Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлены основания и порядок включения объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие собой историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в реестр.
Согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона выявленные объекты до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с Федеральным законом.
Таким образом, здание, расположенное по адресу: "адрес" - принадлежащее Фахрутдинову М.Р., подлежит государственной охране.
Пунктом 3 статьи 48 Федерального закона на собственника объекта культурного наследия возложено бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований Федерального закона.
При этом обязанности по сохранению объекта культурного наследия вытекают из права собственности и не ставятся в зависимость от обстоятельств совершения сделки, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отклонил довод о том, что ответчику не было известно о правовом режиме приобретаемого объекта.
Как следует из положений статьи 48 Федерального закона, обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования указываются в охранном обязательстве и являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект.
Следовательно, Фахрутдинов М.Р. как собственник объекта культурного наследия должен нести бремя его содержания, в том числе обязанности по его сохранению в силу прямого указания Федерального закона. Объем таких обязанностей устанавливается охранным обязательством, заключаемым с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 4 статьи 48 Федерального закона установлено, что охранное обязательство собственника объекта культурного наследия регионального значения оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Административным регламентом предоставления государственной услуги по оформлению охранного обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия федерального или регионального (республиканского) значения, утвержденным приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 8 февраля 2011 года N 75, предусмотрен заявительный порядок оформления охранных обязательств.
Разрешая требования прокурора, суд правомерно исходил из того, что общие правила о заключении договора в данном случае должны применяться с учетом особенностей, предусмотренных специальным законом. По смыслу Федерального закона охранное обязательство следует рассматривать как публичное обязательство собственника объекта культурного наследия перед государством, возникающее в силу закона, а не как гражданско-правовой договор, заключаемый по волеизъявлению сторон в офертно-акцептном порядке.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда об обязанности Фахрутдинова М.Р. установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия, поскольку статьей 27 Федерального закона такая обязанность возлагается на собственников объектов.
Доводы о неосведомленности собственника о правовом режиме приобретаемого объекта, в том числе по причине неопубликования постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 января 1993 года N39, по мнению судебной коллегии, не могут служить основанием для неисполнения обязанностей по содержанию и сохранению данного объекта после того, как ему стало известно об этом.
Что касается возложения на Фахрутдинова М.Р. обязанности зарегистрировать в Едином государственном реестре ограничения (обременения) права в отношении объекта культурного наследия, судебная коллегия считает, что данное требование разрешено судом с нарушением норм материального права.
Так, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
В связи с этим обязанность зарегистрировать ограничения (обременения) не может быть возложена на ответчика - физическое лицо, которое может лишь инициировать процедуру регистрации, направив в уполномоченный орган соответствующее заявление и необходимые документы.
Кроме того, как следует из положений пункта 4 статьи 48 Федерального закона, существо ограничения (обременения) составляют обязательства собственника объекта культурного наследия по его содержанию, которые указываются в охранном обязательстве. Следовательно, до заключения охранного обязательства возложение такой обязанности является преждевременным, поскольку исполнение решения суда не может быть поставлено под условие заключения или незаключения охранного обязательства.
Исходя из изложенного, решение суда в этой части подлежит отмене по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как судом неправильно истолкованы нормы Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и не применен Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 7 марта 2012 года по данному гражданскому делу в части обязания М.Р. Фахрутдинова зарегистрировать в Едином государственном реестре ограничения (обременения) права в отношении объекта культурного наследия "Дом Климова, 1910г. арх. Ф.Г. Амлонг", расположенного по адресу: "адрес" - отменить и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Вахитовского района города Казани отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.