Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А.С. Галиевой,
судей Р.Я. Калимуллина и Ф.В. Хабировой,
при секретаре судебного заседания С.Р. Каримове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Р.Я. Калимуллина гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца А.М. Смирновой - Ю.Н. Смирнова на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Смирновой А.М. к исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района РТ о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении сироты, передаче жилого помещения, предоставленного на основании договора социальной ипотеки, в собственность, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.М. Смирнова обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района РТ о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении сироты, передаче предоставленного на основании договора социальной ипотеки жилого помещения в собственность. В обоснование требований указывается, что истец является сиротой и имеет право на обеспечение жильем во внеочередном порядке. При этом просит передать предоставленное ей по договору социальной ипотеки жилое помещение в собственность.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе представитель истца А.М. Смирновой - Ю.Н. Смирнов просит отменить решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права, несоответствие изложенных в решении выводов фактическим обстоятельствам дела. Так, в жалобе выражается несогласие с выводом суда об утрате истцом статуса ребенка-сироты. При этом указывается, что А.М. Смирнова не знала о необходимости постановки на учет нуждающихся в обеспечении жильем по данному основанию до достижения предусмотренного законом возраста.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии с частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель,
лица из числа детей-сирот - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель.
В силу статьи 8 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В ходе рассмотрения дела установлено, что А.М. Смирнова, 03.03.1981 года рождения, с 1998 года проживает в "адрес", ранее проживала в "адрес" РТ. Мать умерла 20.10.1991, отец умер 12.07.1993.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что для предоставления жилья в порядке пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ необходимо наличие у лица статуса ребенка-сироты, лица, оставшегося без попечения родителей, либо лица из их числа.
При этом по смыслу закона, только до достижения возраста 23 лет вышеназванные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку после достижения ими указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющих право на предусмотренные законом меры социальной поддержки.
А.М. Смирнова обратилась в орган местного самоуправления по вопросу предоставления ей жилья во внеочередном порядке, как сироте уже после достижения ею возраста 23 лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления ей жилого помещения во внеочередном порядке по указанному истцом основанию не имеется.
Кроме того, 30.03.2009 с семьей истца заключен договор социальной ипотеки, 29.04.2011 они включены в список граждан, нуждающихся в неотложной поддержке по программе социальной ипотеки, 04.07.2011 данный список утвержден решением Попечительского совета НО "ГЖФ при Президенте РТ", 17.10.2011 им выделена квартира с строящемся жилом доме.
Решение суда соответствует требованиям материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые надлежащим образом исследованы и оценены.
Указанные в апелляционной жалобе представителем А.М. Смирновой - Ю.Н. Смирновым обстоятельства так же не являются основанием для постановки истца на учет нуждающейся в жилом помещении сироты. В частности, в жалобе отмечается, что статус ребенка-сироты истцом не утрачен, в связи с этим она имеет право на обеспечение жильем во внеочередном порядке, которое ею до настоящего времени не реализовано.
Вместе с тем, как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
При этом, учитывая, что социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения, соответствующее жилье должно быть предоставлено лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в случае достижения ими возраста 23 лет, при условии, что они встали (были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.
Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что истец ранее к ответчику до достижения 23-х лет с заявлением об обеспечении ее, как сироты, жилым помещением вне очереди не обращалась, на учете в качестве нуждающейся в жилье не стояла.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца А.М. Смирновой - Ю.Н. Смирнова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.