Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Сазоновой В.Г. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани") на решение Московского районного суда г. Казани от 21 февраля 2012 года, которым постановлено:
заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ МКУ "Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" в перерегистрации учетного дела
.... на семью Хайруллиных в составе трех человек - Хайруллиных Р.Р., Р.З. и С.Р.
Признать недействительным пункт 2.3 распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани
от 14 февраля 2012 года "О перерегистрации семей, состоящих на учете в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеке".
Обязать МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" перерегистрировать учетное дело .... на семью Хайруллиных в составе трех человек - Хайруллиных Р.Р., Р.З. и С.Р.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" - Сабитовой Л.Ф., поддержавшей доводы жалобы, объяснения Хайруллиных Р.Р., Р.З., С.Р. и их представителя адвоката Николаевой О.Б., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хайруллины Р.Р., Р.З., С.Р. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" в перерегистрации их учетного дела. В обоснование заявленных требований указано, что в 2008 году заявители были признаны органом местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет по социальной ипотеке с присвоением их делу учетного номера ..... 31 июля 2008 года между ними и некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее - НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан") был заключен договор социальной ипотеки, а в 2011 году по итогам выбора была определена их будущая собственная квартира в строящемся доме по улице Бакалейная города Казани. Во исполнение условий предоставления квартиры заявители подали в орган местного самоуправления документы для перерегистрации учетного дела, однако решением МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани"
от 27 декабря 2011 года N 366 им в этом было отказано. Основанием для отказа послужил тот факт, что совокупный уровень обеспеченности семьи Хайруллиных жильем превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму. Между тем, заявители указывают, что им на праве собственности принадлежит по 1/5 доле в трехкомнатной квартире "адрес", общей площадью 58,5 кв. м. При этом с проживающими в одной из комнат данной квартиры родителями супруга Хайруллиными З.Х. и С.С. заявители общего хозяйства не ведут. Имеющийся в собственности Хайруллина З.Х. дом в Камско-Устьинском районе Республики Татарстан, общей площадью 34 кв. м, заявителями не используется, поскольку он является личной собственностью Хайруллина З.Х., более того, он не приспособлен для круглогодичного проживания в нем.
На основании изложенного, уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, Хайруллины Р.Р., Р.З., С.Р. просили суд признать незаконным отказ МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" в перерегистрации учетного дела на их семью за
...., признать недействительным пункт 2.3 распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани от 14 февраля 2012 года "О перерегистрации семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки", а также обязать МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" перерегистрировать учетное дело .....
Заинтересованное лицо - представитель МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" Сабитова Л.Ф. с заявлением не согласилась.
Представитель заинтересованного лица - НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" в суд не явился.
Суд заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" Сабитова Л.Ф. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В жалобе отмечается, что выводы суда о необоснованности отказа органа местного самоуправления в перерегистрации учетного дела заявителей противоречат требованиям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. По мнению представителя заинтересованного лица, при определении уровня обеспеченности Хайруллиных жилой площадью администрацией района правомерно был учтен принадлежащий Хайруллину З.Х. жилой дом по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, деревня Яшельче, улица Волга, дом N 19.
Представитель НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещены, сведений о причинах неявки не сообщили.
Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для участия лиц, участвующих в деле, в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия, с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан".
Судебная коллегия, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с Правилами и порядком постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N 190, граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, признаются разными семьями.
Разные семьи подлежат отдельному принятию на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, если размер общей площади, приходящийся на каждого гражданина в занимаемых по договору найма и (или) находящихся в собственности объектах жилищных прав, соответствует норме постановки на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка (пункт 4).
Согласно Порядку предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года N 366, граждане, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в органах местного самоуправления, обязаны после предварительного выбора квартиры и до подписания документов, удостоверяющих право на заселение и пользование выбранной квартирой, пройти по месту постановки на учет перерегистрацию в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Перерегистрация осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки (пункт 1.10).
Судом установлено, что трехкомнатная квартира "адрес", общей площадью 58,5 кв. м принадлежит на праве общей долевой собственности Хайруллиным Р.Р., Р.З., С.Р., Р.З. и С.С. (по 1/5 доле).
В 2008 году Хайруллины Р.Р., Р.З., С.Р. составом семьи из трех человек были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
31 июля 2008 года между Хайруллиными Р.Р., Р.З., С.Р. и НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" был заключен договор социальной ипотеки ...., по которому заявители приобрели право выбора, "право использования" и возможность получения права собственности на проинвестированную специализированной некоммерческой организацией "будущую собственную квартиру".
На основании предварительного протокола участия и выбора будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки
.... от 31 июля 2008 года заявители выбрали квартиру "адрес". В соответствии с пунктом 2.1 данного протокола Хайруллины обязались в течение 30 дней пройти перерегистрацию в исполнительном комитете муниципального образования по месту постановки на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке.
Согласно ответу начальника отдела жилищной политики МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани"
от 27 декабря 2011 года и распоряжению главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани от 14 февраля 2012 года (пункт 2.3) Хайруллиным Р.Р., Р.З. и С.Р. отказано в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Основанием для принятия органом местного самоуправления такого решения послужило превышение совокупного уровня обеспеченности жилой площадью членов семьи Хайруллиных в сравнении с учетной нормой. При этом было учтено, что помимо 1/5 доли в квартире "адрес" Хайруллину З.Х. принадлежит на праве собственности жилой дом по "адрес", общей площадью 34 кв. м.
Между тем, Хайруллины Р.Р., Р.З., С.Р. и Хайруллины З.Х., С.С. являются разными семьями.
При обращении в 2008 году в орган местного самоуправления Хайруллина Р.Р. указала состав семьи в количестве 3 человек, о чем свидетельствуют поданные ею заявление от 31 марта 2008 года и анкета заявителя.
Данные обстоятельства подтверждаются также показаниями Хайруллиных З.Х. и С.С., допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей, согласно которым у них и у заявителей разные семьи, каждая из которых имеет свои отдельные источники дохода, свой бюджет и ведет отдельное хозяйство.
Факты постановки в 2008 году на учет в системе ипотеки только Хайруллиных Р.Р., Р.З., С.Р., заключения с ними договора социальной ипотеки и предоставления им возможности подписать в 2011 году предварительный протокол участия и выбора будущей собственной квартиры гражданина с обязательством пройти перерегистрацию в органе местного самоуправления без учета Хайруллиных З.Х. и С.С. сами по себе указывают на то, что данные семьи являются самостоятельными.
При таком положении, выводы суда о необоснованности отказа органа местного самоуправления в перерегистрации учетного дела заявителей со ссылкой на наличие у Хайруллина З.Х. на праве собственности другого жилья являются правильными, поскольку он не является членом семьи заявителей.
Более того, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что жилой дом по "адрес", используется Хайруллиным З.Х. только в весенне-летний период в качестве дачного дома. Факт его непригодности для круглогодичного проживания подтверждается представленным суду апелляционной инстанции заключением специалиста .... на предмет исследования технического состояния указанного дома.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно вынесено решение об удовлетворении требований Хайруллиных Р.Р., Р.З., С.Р., признании незаконным отказа МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" в перерегистрации их учетного дела и возложении на заинтересованное лицо обязанности устранить данное нарушение прав заявителей.
Доводы апелляционной жалобы МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" о правильном определении органом местного самоуправления уровня обеспеченности жильем семьи Хайруллиных, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку основаны на ошибочном толковании действующего жилищного законодательства, регулирующего порядок обеспечения граждан жильем в системе социальной ипотеки. Часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении уровня обеспеченности жильем предусматривает суммирование общей площади жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих на праве собственности, только членов одной семьи, а не всех совместно проживающих граждан. Поскольку доказательств наличия у Хайруллиных Р.Р., Р.З., С.Р. в собственности или на основании социального найма других жилых помещений суду не представлено, отказ органа местного самоуправления в их перерегистрации в системе социальной ипотеки является неправомерным.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы заинтересованного лица судебная коллегия не находит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г. Казани от 21 февраля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.