Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего-судьи Л.Ф. Хамзиной,
судей Г.А. Романовой, А.С. Гильманова,
при секретаре судебного заседания Р.Ф. Сулейманове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Романовой гражданское дело по апелляционным жалобам представителя муниципального казенного учреждения "Управление градостроительных разрешений города Казани" Н.Б. Колика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Приволжского районного суда городаКазани Республики Татарстан от 20 февраля 2012 года, которым постановлено:
заявление Дюрбиной Н.А. о признании приостановления государственной регистрации права собственности Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан незаконным и обязании произвести государственную регистрацию права удовлетворить.
Признать приостановление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан государственной регистрации права собственности Дюрбиной Н.А. на жилой дом, назначение - жилое, инвентарный ...., литер "данные изъяты" с кадастровым номером ...., с количеством надземных этажей - "данные изъяты", подземных этажей - "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан зарегистрировать право собственности на жилой дом, назначение жилое, инвентарный ...., литер "данные изъяты" с кадастровым номером ...., с количеством надземных этажей - "данные изъяты", подземных этажей - "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", за Дюрбиной Н.А..
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения в поддержку жалобы представителя муниципального казенного учреждения "Управление градостроительных разрешений города Казани" Н.Б. Колика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дюрбина Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным приостановления государственной регистрации права собственности Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности.
В обоснование иска указано, что 13 декабря 2011 года она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом литер "данные изъяты" с кадастровым номером ...., с количеством этажей - "данные изъяты" в том числе мансарда, подземных этажей - "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Как указывает истица, земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом, находится у нее на праве собственности. Однако государственная регистрация права собственности на жилой дом была приостановлена, в виду имеющихся несоответствий в кадастровом паспорте численности этажей дома, что не позволяет однозначно определить этажность данного жилого дома и препятствует внесению записи в Единый государственный реестр прав в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается уведомлением N01/451/2011-222 от 26.12.2011.
Данное приостановление государственной регистрации права считает незаконным, поскольку кадастровый паспорт жилого дома соответствует техническому состоянию домовладения - указанный жилой дом имеет 3 этажа, в том числе мансарда, и 2 подземных этажа.
Просит признать незаконным приостановление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан государственной регистрации права собственности на жилой дом, назначение - жилое, инвентарный ...., литер "данные изъяты" с кадастровым номером ...., с количеством этажей - "данные изъяты", подземных этажей - "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", и возложить на данное Управление обязанность зарегистрировать право собственности на спорный жилой дом.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявленными требованиями не согласился.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представителя муниципального казенного учреждения "Управление градостроительных разрешений города Казани" Н.Б. Колика ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права, в частности, указано, что самовольное строительство многоквартирного дома влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает права смежных землепользователей. Кроме того, уполномоченным органом разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирного дома не выдавались, заявления от заинтересованных лиц не поступали.
В апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. В частности, указывается, что действующим законодательством не предусмотрена возможность обжалования решения о приостановлении, так как права и интересы заявителя не нарушаются. Кроме того, государственная регистрация права собственности за заявителем приведет к нарушению норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, законных прав и интересов неопределенного круга лиц, прав пользователей смежных земельных участков и требований пожарной безопасности.
Судебная коллегия полагает решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 16 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Из положений статьи 18 данного закона следует, что документы, устанавливающие наличие возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 13 этого же закона регистратор обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и проверить законность сделки.
Согласно статье 19 данного закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
В силу части 1 статьи 25 вышеуказанного закона право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 25.3 этого же закона основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества не допускается.
Как усматривается из материалов дела, Дюрбина Н.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от 02.08.2011 является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером .....
Как следует из кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества, на данном земельном участке расположен объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, общей площадью "данные изъяты" кв.м, с количеством этажей - "данные изъяты", и подземных этажей - "данные изъяты", кадастровый номер .....
Заявителю 13.10.2011 выдан технический паспорт на объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом), расположенный по адресу: "адрес".
Из технического паспорта усматривается, что жилой "адрес" имеет общую площадь "данные изъяты" кв.м, в том числе жилую - "данные изъяты" кв.м, число этажей надземной части составляет - "данные изъяты", числе этажей подземной части - "данные изъяты".
"дата" заявитель обратился Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" для регистрации права собственности на вышеуказанный объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом).
Государственная регистрация права была приостановлена, ввиду того, что при проведении правовой экспертизы представленных заявителем правоустанавливающих документов выявлены несоответствия, в частности, в пункте 1.5 кадастрового паспорта здания от 15.11.2011 N 21286, выданного Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, указано, что количество этажей в объекте индивидуального жилищного строительства (жилой дом) - "данные изъяты" и количество подземных этажей - "данные изъяты", однако на ситуационном плане объекта недвижимости указано, что имеется мансарда. Данные несоответствия в представленных документах не позволяют однозначно определить этажность объекта индивидуального жилищного строительства (жилой дом), с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: "адрес".
Как установлено судом, при проведении правовой экспертизы государственным регистратором вышеупомянутого Управления были направлены запросы в Республиканское государственное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Минстройархжилкомхоза Республики Татарстан по городу Казани и муниципальное казенное учреждение "Управление градостроительных разрешений города Казани".
Согласно письму муниципального казенного учреждения "Управление градостроительных разрешений города Казани" N05-23/2 от 12.01.2012 визуальный осмотр жилого "адрес", проведенный 11.01.2012 с выездом на место, а также фотофиксация указанного дома позволяют идентифицировать его как многоквартирный жилой дом. Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию такого жилого дома по "адрес" не выдавались, что исключает возможность законной регистрации данного объекта.
Кроме того, из ответа Отдела кадастровой деятельности Республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" .... от 12.01.2012 следует, что в техническом паспорте на объект индивидуального жилищного строительства - жилого "адрес", составленном по состоянию на 13.10.2011, в разделе 1 "Общие сведения" - число этажей подземной части - "данные изъяты", число этажей надземной части - "данные изъяты" в соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации N 37 от 04.08.1998 - этажность жилого должна определятся по числу надземных этажей. Согласно техническому паспорту мансардный этаж (мансарда) вошел в число надземных этажей данного объекта (л.д. 46).
Применяя положения указанных выше правовых норм, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем были представлены все предусмотренные законом документы.
Удовлетворяя заявление Дюрбиной Н.А., суд первой инстанции пришел к мнению, что на земельном участке, предоставленном под индивидуальное жилищное строительство, принадлежащем заявителю, находится жилой дом, который является объектом индивидуального жилищного строительства.
В связи с указанным суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приостановление государственной регистрации права собственности на жилой дом Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан является незаконным.
По мнению Судебной коллегии при рассмотрении настоящего дела суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил нарушение и неправильное применение норм материального права, что привело к несоответствию выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и как следствие, к постановке неправильного решения.
Статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Как следует из материалов дела, руководствуясь пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственным регистратором Республики Татарстан была проведена правовая экспертиза представленных документов, в результате которой были выявлены несоответствия в представленных документах, а именно: не представлялось возможным определить этажность объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома с кадастровым номером .... и предложено представить дополнительные документы.
Судебная коллегия считает, что условиями приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество является соблюдение при его создании закона и иных правовых актов (пункт 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть необходима совокупность юридических фактов: предоставление земельного участка для строительства объекта; получение разрешения на строительство; соблюдение при возведении объекта градостроительных, строительных, природоохранных и других норм, установленных законодательством; а также государственная регистрация права на такой объект (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно пункту 5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; квартира- структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Как следует из материалов дела, спорный жилой дом является многоквартирным, состоящим из структурно обособленных помещений, обеспечивающих возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме (л.д.64-67).
В соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации возведение объекта капитального строительства допускается только при наличии проекта.
В силу статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект подлежал государственному строительному надзору.
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Положениями части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что застройщик для получения разрешения должен представить требуемые документы.
Между тем, как следует из материалов дела, спорный жилой дом не введен в эксплуатацию, отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что объект возведен с соблюдением строительных норм и правил, поскольку строительный надзор, который должен осуществляться при строительстве многоквартирных домов, не производился, разрешение на строительство не выдавалось, с соответствующим заявлением заявитель не обращался.
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации ответчик обязан соблюдать разрешенный вид использования земельного участка.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, согласно Градостроительному плану земельный участок расположен в зоне Ж-2 - зоне индивидуальной и малоэтажной жилой застройки.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что, исходя из толкования указанных выше норм материального права, для регистрации созданного объекта недвижимости необходимо представить именно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, форма и содержание которого соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", является одним из оснований для регистрации права собственности на созданный объект недвижимости в виде многоквартирного дома.
В рассматриваемом случае несоблюдение при создании спорного объекта недвижимого имущества требований закона и иных правовых актов влечет отказ в признании права собственности.
Следовательно, Судебной коллегией не могут быть приняты во внимание представленные заявителем в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан указанные выше документы, поскольку документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию, создание нового объекта с соблюдением требований закона на земельном участке, специально отведенном под цели индивидуального строительства, не были представлены заявителем в регистрирующий орган.
Поэтому у заявителя не возникло прав на спорный объект по основаниям, предусмотренным статьёй 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как им не были представлены доказательства того, что здание построено с соблюдением закона и иных правовых актов.
Учитывая изложенное, суд неправомерно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным приостановление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан государственной регистрации права собственности на жилое дом, расположенный по адресу: "адрес" за Дюрбиной Н.А., и обязал Управление Росреестра по Республике Татарстан произвести государственную регистрацию права собственности Дюрбиной Н.А. на указанный жилой дом.
Оценив представленные доказательства, Судебная коллегия приходит к выводу о том, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" приостановление государственной регистрации в виду несоответствия документов было законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении заявления
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 199, пунктом 2 статьи 328, статьёй 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда городаКазани Республики Татарстан от 20 февраля 2012 года по делу по заявлению Дюрбиной Н.А. о признании приостановления государственной регистрации права собственности Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан незаконным и возложении обязанности произвести государственную регистрацию отменить, с вынесением нового решения.
В удовлетворении заявления Дюрбиной Н.А. о признании приостановления государственной регистрации права собственности Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан незаконным и возложении обязанности произвести государственную регистрацию отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.