Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Г.А. Романовой,
судей А.С. Гильманова и Р.Р. Насибуллина,
при секретаре судебного заседания Р.Г. Хусаинове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казен-ного учреждения "Пожарная охрана Республики Татарстан" на решение Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 09 февраля 2012 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Государственного казенного учреждения "Пожарная охрана Республики Татарстан" в пользу Руслана Рустамовича Абдулова "данные изъяты" заработной платы с учетом районного коэффициента.
Взыскать с Государственного казенного учреждения "Пожарная охрана Республики Татарстан" "данные изъяты" рублей государственной пошлины в доход государства.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Государственного казенного учреждения "Пожарная охрана Республики Татарстан" Р.Р. Гимадеева, поддержавшего апелляционную жалобу, и Р.Р. Абдулова, возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, также обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
P.P. Абдулов обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Пожарная охрана Республики Татарстан" (далее - ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан") о взыскании заработной платы с учетом районного коэффициента, указывая, что он в течение периода с "дата" по "дата" работал у ответчика на разных должностях, в том числе заместителем директора - начальником отдела кадров, при этом заработную плату получал в размере, исчисленном без применения установленного Приказом Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГКЧС России) от 20 апреля 1993 года N150 районного коэффициента в 1,15.
По приведенным основаниям, P.P. Абдулов просил взыскать с ответчика заработную плату с учетом районного коэффициента 1,15 в размере "данные изъяты".
Представитель ответчика иск не признал.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан" ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, в частности, что приказом ГКЧС России от 20 апреля 1993 года N150 регулируется оплата труда работников учреждений и организаций, подведомственных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), но не входящих в систему государственной противопожарной службы, тогда как иным приказом МЧС России от 14 марта 2005 года N140, регламентирующим оплату труда работников ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан", начисление районных коэффициентов не предусмотрено.
Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене исходя из следующего.
В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в частности, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение, неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции по делу.
Согласно абзацу 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Частями 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Установлено по делу, что P.P. Абдулов "дата" принят на работу в ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан" на должность специалиста по кадрам, "дата" - переведен на должность заместителя директора - начальника отдела кадров, "дата" - начальника отдела кадров.
По условиям заключенного между сторонами "дата" трудового договора истцу заработная плата определена в размере "данные изъяты" рублей, а с "дата" (с учетом дополнительного соглашения N1 от той же даты) - в размере "данные изъяты", состоящих из оклада по Единой тарифной сетке, надбавок за сложность и напряженность, особые условия труда, выслугу лет.
"дата" данный трудовой договор расторгнут по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - вследствие отказа работника от продолжения работы в связи с изменением определенных в нем условий.
Удовлетворяя иск P.P. Абдулова и принимая по делу решение о взыскании с ответчика заработной платы с применением районного коэффициента, суд первой инстанции руководствовался Приказом ГКЧС России от 20 апреля 1993 года N150 "О совершенствовании условий оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций, подведомственных ГКЧС России", предписывающим начальникам учреждений и организаций применять к заработной плате работников районные коэффициенты в порядке и размерах, предусмотренных Приложением N5, в том числе, в отношении Республики Татарстан - коэффициент 1.15.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.
Преобразование Государственной противопожарной службы, обусловленное переводом его из системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в подчинение МЧС России, проведено было на основе Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности".
В связи с данными преобразованиями новый порядок оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России установлен Приказом МЧС России от 14 марта 2005 года N140 "Об условиях оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России", действующей в настоящее время в редакции приказов МЧС России от 06 ноября 2008 года N664, от 12 сентября 2011 года N506.
В последующем, Приказом МЧС России от "дата" .... введена новая система оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений МСЧ России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России.
Названными приказами применение районных коэффициентов, введенных Приказом ГКЧС России от 20 апреля 1993 года N150, не установлено.
Более того, Приказ ГКЧС России от 20 апреля 1993 года N150 содержит примечание, согласно которому в целях применения данного Приказа и Приложений к нему под бюджетными учреждениями, организациями, подведомственными ГКЧС России, имеются в виду штабы и курсы гражданской обороны республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономных образований, городов и районов, а также поисково-спасательные службы региональные (территориальные) республик в составе Российской Федерации, краев, областей, Центральный аэромобильный спасательный отряд и центральный аппарат ГКЧС России. Тем самым, действие этого Приказа ограничивается перечнем вышеназванных учреждений и организаций.
В связи с переводом Государственной противопожарной службы в систему МЧС России соответствующие изменения в Приказ ГКЧС от 20 апреля 1993 года N150 не внесены.
Из информационного письма Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее - МЧС Республики Татарстан) от "дата" ...., предоставленного суду апелляционной инстанции, видно, что в связи с переходом на новую систему оплаты труда, определяемую на основании Приказа МЧС России от 22 сентября 2009 года N545, по Республике Татарстан до принятия Кабинетом Министров Республики Татарстан соответствующего решения по государственным (казенным) учреждениям, подведомственным МЧС Республики Татарстан, действие приказа МЧС России от 20 апреля 1993 года N150 распространено лишь в отношении спасателей Поисково-спасательной службы Республики Татарстан при МЧС Республики Татарстан, а также работников Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, тогда как относительно работников противопожарной службы, в том числе и ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан", применяется другой Приказ МЧС России - от 14 марта 2005 года N140.
Такое положение, как поясняется в информационном письме, закреплено в приказе МЧС Республики Татарстан от 22 января 2010 года N30 "О применении приказов МЧС России, регулирующих оплату труда, в системе МЧС Республики Татарстан".
Согласно Уставу в отношении ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан", функционирующего в организационно-правовой форме казенного учреждения, учредителем и собственником имущества является Республика Татарстан, а функции и полномочия учредителя осуществляются МЧС Республики Татарстан, в ведении которого оно и находится (пункт 1.4). При этом само ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан" входит также в структуру противопожарной службы Республики Татарстан (пункт 2.1), а его финансирование осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан (пункт 2.2).
Таким образом, Приказ ГКЧС России от 20 апреля 1993 года N150 не относится к числу правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда работников ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан".
При установленных данных Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Р.Р. Абдулова и взыскания в пользу него с ГКУ "Пожарная охрана Республики Татарстан" заработной платы, исчисленной с применением спорного районного коэффициента.
По приведенным мотивам решение суда, как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для спора, и с нарушением норм материального права, подлежит отмене с постановлением по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Р.Р. Абдулова.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 2), 329, 330 (пункты 1, 4 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 09 февраля 2012 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Абдулова Руслана Рустамовича к Государственному казенному учреждению "Пожарная охрана Республики Татарстан" о взыскании заработной платы с учетом районного коэффициента в сумме "данные изъяты" отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.