Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 07 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,
судей Д.М. Насретдиновой и Г.А. Сахиповой,
при секретаре Д.Р. Бадегутдинове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Р.М. Бекбаева на решение Советского районного суда г.Казани от 03 апреля 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Р.М.Бекбаева к Управлению Пенсионного Фонда в Советском районе г.Казани об обязании выплатить надбавку к пенсии - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Р.М.Бекбаева, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
P.M.Бекбаев обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Советского района г.Казани (далее УПФ) выплате надбавки к пенсии.
В обоснование требований указывается, что ему стало известно о положенной надбавке к пенсии при условии, если его месячный доход превышает доход жены не менее чем в три раза. При его обращении в пенсионный орган с соответствующим заявлением данная надбавка ему была назначена со следующего месяца, а не со дня возникновения права.
В связи с этим, просил суд обязать УПФ выплатить надбавку в сумме "данные изъяты". из расчета за последние три года.
Представитель ответчика в суд не явился, в письменном отзыве с иском не согласился.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал, постановив решение в приведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с судебным постановлением, ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" (далее также Федеральный закон), право на повышенный размер базовой части пенсии имеют лица, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии в подпунктом З пункта 2 и пункта 3 статьи 9 Федерального закона, к нетрудоспособным лицам относится один из нетрудоспособных супругов, если он ( она) находится на полном содержании другого супруга или получает от него помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 14 от 02 июля 2009 года при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам подлежит руководствоваться пунктам 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении.
В соответствии с пунктом 41 "Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденного постановлением Министерства труда РФ и Пенсионным фондом РФ N1б/19па от 27 февраля 2002 года факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях - решением суда об установлении данного факта.
Согласно пункту 28 главе V Правил перерасчета размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом 3173-ФЗ и Законом N166-ФЗ, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" перерасчет размера трудовой пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.
Из материалов дела следует, что P.M.Бекбаеву положена надбавка при условии, если его месячный доход превышает доход жены не менее чем в три раза, которая была ему назначена со следующего месяца со дня обращения с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении его требований о выплате надбавки с момента возникновения у него такого права, суд обоснованно исходил из того, что перерасчет размера трудовой пенсии производится на основании заявления.
Данные выводы основаны на законе, и оснований не согласиться с ними Судебная коллегия не имеет.
Доводы истца в апелляционной жалобе со ссылкой на свою юридическую неосведомленность о положенных надбавках к пенсии, а также отсутствие со стороны пенсионного органа разъяснений об этом, основанием для отмены решения суда послужить не могут.
Таким образом, решение суда первой инстанции постановлено без нарушений норм материального и процессуального права, с учетом всех юридически значимых по делу обстоятельств, доводов сторон и представленных сторонами доказательств, которые судом оценены надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Казани от 03 апреля 2012 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Р.М. Бекбаева - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.