Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 21 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Н.А. Губаевой,
судей О.В. Вишневской, А.И. Муртазина,
при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Мусагитова Н.Р. на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 19 апреля 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Мусагитова Н.Р. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Н.Р. Мусагитова - М.А. Сергеевой, поддержавшей доводы жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.Р. Мусагитов обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан (далее - УПФР) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указал, что он является "данные изъяты" вследствие вреда здоровью, причиненного при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, по достижении возраста 50 лет он обратился к ответчику с заявлением о назначении второй пенсии по возрасту, ответчик отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии. Считает отказ незаконным, так как по статусу и году участия он подпадает под категорию лиц, в отношении которых статьей 30 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено назначение пенсии по старости с уменьшением возраста на 10 лет.
В судебном заседании истец иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что заболевание, полученное истцом вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, военной травмой не является, поэтому, в силу статьи 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", он имеет право на одновременное получение пенсии по старости с 50 лет и по "данные изъяты".
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:
2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой статьи 14 настоящего Закона;
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости;
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно статье 30 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Из материалов дела следует, что Н.Р. Мусагитов, будучи военнообязанным, был призван Балтасинским РВК на специальные сборы и направлен для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с "дата" года по "дата" года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получил дозу облучения 22,32.
Военным комиссариатом Арского района РТ 04 декабря 2001 года ему выдано удостоверение о наличии прав на компенсации и льготы, установленные Законом РФ " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
"дата" года Н.Р. Мусагитову установлена "данные изъяты" в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на срок до "дата" года. "дата" года "данные изъяты" установлена бессрочно.
С 04 января 2001 года Н.Р. Мусагитову назначена государственная пенсия по "данные изъяты" в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. 29 февраля 2012 года истец обратился в УПФР с заявлением о назначении второй пенсии по старости как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах.
Решением УПФР N .... от "дата" года ему отказано в назначении пенсии, указано, что в соответствии с Законом "О трудовых пенсиях" назначение второй пенсии возможно лишь по достижении возраста 55 лет.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд пришел к выводу, что отказ УПФР в назначении истцу пенсии по старости является обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и пенсионному законодательству.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу статьи 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", он имеет право на одновременное получение пенсии по старости с 50 лет и по инвалидности, не могут повлечь за собой отмену решения суда.
Право на одновременное получение двух пенсий для инвалидов вследствие военной травмы предусмотрено пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и п. 2 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Условия назначения трудовой пенсии по старости определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым предусмотрено назначение досрочной пенсии мужчинам- инвалидам вследствие военной травмы по достижении возраста 55 лет.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "0 трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Статья 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в данном случае применению не подлежит.
Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка и с этой оценкой судебная коллегия согласна. Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, надлежащая оценка им дана, в силу чего не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Арского районного суда Республики Татарстан от 19 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мусагитова Н.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.