Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняк А.В.,
судей Константиновой М.Р., Гулящих А.В.,
при секретаре Шафигуллине И.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 23 января 2012 года дело по кассационной жалобе Березина И.М., действующего от своего имени и от имени Назарова В.А. по доверенности, на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 02 ноября 2011 года, которым исковые требования Березина И.М. и Назарова В.А. к МВД по Удмуртской Республике и МВД Российской Федерации о признании незаконным бездействия по неоформлению и невыдаче государственных жилищных сертификатов, о присуждении к исполнению обязательства оформить и выдать государственные жилищные сертификаты, оставлены без удовлетворения;
заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняк А.В.; выслушав истца Березина И.М., Назарова В.А. поддержавших доводы жалобы; возражения представителя ответчика МВД по Удмуртской Республике - Косачевой О.И. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ.), полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы Березин И.М. и Назаров В.А. обратились в суд с иском к ответчикам МВД по УР и МВД РФ с требованиями о признании незаконными бездействия МВД по УР и МВД РФ по неоформлению и невыдаче истцам в 2010 году государственных жилищных сертификатов; о присуждении к исполнению обязательства оформить и выдать государственные жилищные сертификаты. Требования мотивировали тем, что 19 ноября 2009 года истцы были включены под номерами N1 и N2 в "Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2010 год". В феврале 2010 г. МВД РФ утвердило "Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2010 год по органам внутренних дел Российской Федерации", где Назаров В.А. числится под N1, А.В.А. под N2, Березин под N3. Данное обстоятельство означает признание за ними права на государственную финансовую поддержку по обеспечению жильем, т.е. предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Согласно установленным Правилам, МВД РФ производит оформление бланков сертификатов на имя участников подпрограммы и передаёт их, в т.ч. в МВД по УР для вручения гражданам, указанным в списке. Однако в 2010 году МВД РФ не представило заявителям через МВД по УР государственные жилищные сертификаты. Заявители просят признать незаконным бездействие МВД РФ и МВД по УР, выразившееся в неоформлении и невыдаче им в 2010 году государственных жилищных сертификатов, обязать ответчиков оформить и выдать государственные жилищные сертификаты.
В судебном заседании истцы Назаров В.А., Березин И.М. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика МВД по УР Шабалин М.Б., действующий по доверенности, исковые требования не признал.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе истцы просят решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права. Считают, что отсутствие выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке Назарова В.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не является законным основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата. Отсутствовали законные основания для отказа в выдаче сертификата. Выводы суда о причинах невыдачи Назарову В.А. сертификата в 2010 году основаны на предположениях. Суд, придя к выводу о нарушении прав Назарова И.М. на получение сертификата в 2010 году, необоснованно отказал в удовлетворении иска и в восстановлении прав истца. Суд не дал оценку тому обстоятельству, что в список неправомерно был включен А.В.А.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права и процессуального права.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что истцы Березин И.М., Назаров В.А. являются сотрудниками органов внутренних дел в отставке. Истцы в период прохождения службы в органах внутренних дел признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на учет в органах внутренних дел на получение жилья. Истцы подали заявления в МВД по УР о включении их в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и признаны участниками этой подпрограммы. В настоящее время истцы состоят в списке на получение государственного жилищного сертификата в 2012 году, включены в сводный список граждан участников данной подпрограммы по МВД по УР.
Право истцов на получение государственных жилищных сертификатов ответчиками не оспаривается.
Данные обстоятельства установлены судом, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами и сторонами не оспариваются.
Судебная коллегия находит правильной правовую оценку спорных правоотношений, данную судом 1 инстанции в обжалуемом решении.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов службы и учреждений" установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Порядок реализации вышеуказанными категориями граждан своего права на приобретение жилья посредством использования средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в 2010 году определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (в тексте - Правила).
В силу абзаца 3 подпункта "г" пункта 5 Правил (в редакции на 2010 год) право на участие в названной подпрограмме (далее - Подпрограмма) имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по состоянию здоровья, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.
Участие в Подпрограмме является добровольным, что предполагает согласие лиц, пожелавших стать участником Подпрограммы с условиями реализации данной Подпрограммы.
Право истцов на участие в подпрограмме ответчиками не оспаривается.
Правилами выпуска и реализаций государственных жилищных сертификатов предусмотрен определенный порядок формирования списков граждан-участников Подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, который носит обязательный характер.
Для участия в подпрограмме граждане, имеющие право на участие в подпрограмме, подают в организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением определенных документов, указанных в п.19 Правил. Органы исполнительной власти организуют работу по проверке подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. (п.21 Правил в редакции, действовавшей в 2010 году).
Как следует из положений п.п.24-26 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Согласно вышеуказанным нормам список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Кроме того, согласно п.7 правил из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Таким образом, дата постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и наличие либо отсутствие жилого помещения для постоянного проживания, влияли на очередность предоставления социальной выплаты, право на которую удостоверяется сертификатом, и, соответственно, на очередность выдачи сертификата.
Кроме того, для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти. (п.27).
19.11.2009 г. министром МВД по УР был утвержден "Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2010 г". В данном списке Назаров В.А. значится под N1 с датой постановки на учет - 05.07.1985 г., Березин И.М. под N2, с датой постановки на учет 21.08.2000 г. При этом у Березина И.М. в графе "основание для постановки на учет" поставлена цифра "1", что означало наличие у него жилья для постоянного проживания. Между тем, он не имел такого жилья, в связи с чем имел право на первоочередное предоставление ему государственного жилищного сертификата, что установлено вступившим 21.07.2010 года в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 10.06.2010 года.
27.02.2010 года МВД РФ утвердило "Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2010 г. по органам внутренних дел Российской Федерации". В разделе этого списка по МВД по Удмуртской Республике Назаров В.А. числится под N1, А.В.А. под N2, Березин под N3, Д.Э.Г. под N4.
11.03.2010 года МВД РФ оформило государственный жилищный сертификат А.В.А. который был выдан ему МВД по УР 17.03.2010 года.
11.03.2010 года МВД РФ оформило государственный жилищный сертификат Д.Э.Г. который был выдан ему МВД по УР 16.03.2010 года.
Как следует из письменных объяснений МВД РФ и не оспаривается участниками процесса, в 2010 году сертификаты иным лицам из списка не выдавались.
Суд 1 инстанции установил, что Назарову В.А., включенному в сводный список под N1, сертификат в 2010 г. не был выдан по тому основанию, что в материалах его учетного дела не имелось выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предусмотренной пп. "а" п.19 Правил.
Доводы жалобы о недоказанности указанного обстоятельства и о наличии вины в этом ответчиков судебная коллегия отклоняет, поскольку вывод суда 1 инстанции мотивирован и обоснован, судом указаны доказательства, на основании которых суд пришёл к этому выводу, оснований для иной оценки представленных доказательств и для пересмотра указанного вывода судебная коллегия не усматривает, выводы суда в этой части соответствуют материалам дела.
Таким образом, учитывая отсутствие в учетном деле документа, подтверждающего признание Назарова В.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент утверждения списка на 2010 год, у суда не было оснований признать незаконной невыдачу сертификата Назарову В.А. в 2010 году.
Ссылка жалобы на то, что основания для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата установлены только в пункте 16.3 и в пункте 44 Правил, несостоятельна.
Поскольку право на получение сертификата имеют лица, подтвердившие своё соответствие требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; а непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил, является основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы, то из системного толкования положений Правил следует, что неполное представление документов может служить основанием для невыдачи сертификата, поскольку лицо, не представившее всех предусмотренных документов, не может быть признано участником подпрограммы и, соответственно, ему не может быть выдан сертификат.
Таким образом, выводы суда 1 инстанции о нарушении права Березина И.М. на получение сертификата в 2010 году и об отсутствии нарушения права Назарова В.А. на получение сертификата в 2010 году являются правомерными, основанными на имеющихся в деле доказательствах.
В исковом заявлении истцы в целях восстановления их прав просят обязать МВД РФ произвести оформление двух бланков сертификатов, передать их в МВД по УР, и обязать МВД по УР вручить им данные сертификаты.
Суд 1 инстанции пришёл к выводу о том, что данные требования не могут быть удовлетворены.
Судебная коллегия считает данный вывод правильным, поскольку выпуск, оформление и выдача сертификатов возможна лишь в соответствии с порядком, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 год, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
В соответствии с п.3 Правил сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно п.35 Правил, государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче сертификатов и направляет их в соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти.
Согласно п.39 Правил органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан.
Таким образом, обязать МВД УР выдать истцам государственные жилищные сертификаты не представляется возможным ввиду того, что выпуск государственных сертификатов производится не ответчиками, а государственным заказчиком подпрограммы в пределах бюджетного финансирования. МВД РФ в силу установленного нормативным актом порядка может получить для распределения участникам подпрограммы только такое количество сертификатов, которое обеспечено соответствующим финансированием, а оформление и выдача указанных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы, при этом сводные списки составляются ежегодно, а очередность в списках определяется временем принятием на учёт.
Поскольку в списке на 2012 год Назаров В.А. и Березин И.М. не являются первыми, с учетом даты принятия на учет как нуждающихся в жилом помещении состоят под N и под N, соответственно, а с учетом права на первоочередное предоставление под N и под N количество сертификатов, которые будут выпущены и выделены МВД РФ и, в дальнейшем, МВД УР неизвестно, то требования о возложение обязанности на ответчиков по выдаче государственных жилищных сертификатов истцам в указанные ими сроки не могут быть удовлетворены.
Право истцов на получение сертификатов ответчиками не оспаривается. Однако, возложение на ответчиков обязанности по оформлению и выдаче сертификатов в 2012 году без соблюдения установленного законом порядка выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и без соблюдения очередности противоречит закону и, как правильно указал суд 1 инстанции, может повлечь нарушение права других лиц, принятых на учет как нуждающихся ранее истцов и состоящих в списке на получение сертификатов на 2012 год.
Требование истцов о признании незаконными бездействия ответчиков по неоформлению и невыдаче истцам в 2010 году государственных жилищных сертификатов направлено лишь на констатацию факта нарушения, само по себе не влечет защиту и восстановление нарушенных прав, поэтому указанное требование обоснованно оставлено без удовлетворения.
Согласно ст. 3 ГПК РФ обращение в суд должно преследовать цель защиты и восстановление нарушенных прав, а не констатацию факта нарушения.
Таким образом, способ защиты, избранный истцами, не влечет защиту и восстановление их прав.
На момент рассмотрения спора судом восстановление права Березина И.М. на получение в 2010 году государственного жилищного сертификата, и, соответственно, и права на получение социальной выплаты (жилищной субсидии) невозможно, поскольку 2010 год истёк.
Довод жалобы, что в список граждан - участников подпрограммы неправомерно был внесен А.В.А.., судебная коллегия считает необоснованным, поскольку А.В.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 02.04.1993 года, на очередность предоставления социальной выплаты влияет не дата написания заявления об участии в подпрограмме, а дата постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Таким образом, доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, кассационная жалоба не содержит.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных законом, в том числе ст.362 ГПК РФ, не имеется. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 02 ноября 2011 года - оставить без изменения.
Кассационную жалобу Березина И.М. и Назарова В.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.В.Солоняк
Судьи А.В.Гулящих
М.Р.Константинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.