Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,
при секретаре Шибановой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 23 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе муниципального некоммерческого учреждения "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" на решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2012 года, которым требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике к муниципальному некоммерческому учреждению "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" удовлетворены.
Признаны противоправными, ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей действия муниципального некоммерческого учреждения "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" по начислению платы за электроэнергию за места общего пользования в многоквартирных домах по адресам: "адрес" за период с января 2009 года по день вынесения решения совершенными с нарушением действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей: отсутствию необходимой и достоверной информации в платежных документах, неверным нормативом потребления электроэнергии в платежных документах, неправильным расчетом при начислении платы за электроэнергию за места общего пользования. На муниципальное некоммерческое учреждение "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" возложены обязанности прекратить указанные действия и производить расчеты с населением за коммунальную услугу по электроэнергии за места общего пользования в многоквартирных домах по адресам: "адрес", в соответствии с действующим законодательством; довести до сведения потребителей информацию о решении суда по настоящему делу в течение десяти дней после вступления его в законную силу через газету "Камская новь". С муниципального некоммерческого учреждения "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" в доход бюджета муниципального образования "Камбарский район" взыскана государственная пошлина в сумме "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Рогозина А.А., выслушав объяснения директора муниципального некоммерческого учреждения "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" ФИО4, доводы жалобы поддержавшего, объяснения представителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ), ФИО12 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ), изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - "Управление Роспотребнадзора") в интересах неопределенного круга лиц обратилось с иском к муниципальному некоммерческому учреждению "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" (далее МНУ "ЕСМЗ", "ЕСМЗ") с иском о признании действий "ЕСМЗ" по начислению платы за электроэнергию за места общего пользования в многоквартирных домах совершенными с нарушениями норм действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей: отсутствию необходимой и достоверной информации в платежных документах, неверному нормативу потребления электроэнергии в платежных документах, неправильному расчету при начислении платы за электроэнергию за места общего пользования, противоправными и ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей; обязании "ЕСМЗ" прекратить указанные действия и производить расчеты с населением за коммунальную услугу по электроэнергии за места общего пользования в многоквартирных домах в соответствии с действующим законодательством; обязании "ЕСМЗ" довести до сведения потребителей информацию о решении суда по настоящему делу в течение десяти дней после вступления его в законную силу через газету "Камская новь", в обоснование сославшись на следующее.
При осуществлении внеплановой выездной проверки в отношении МНУ "ЕСМЗ" выявлено, что многоквартирные дома "адрес" не оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии, однако плата за освещение мест общего пользования в указанных домах начисляется их жителям в размерах, превышающих расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, установленный в соответствии с пунктом 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, и составляющий 7 кВт. час. на человека, что нарушает права указанных лиц.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования, просил признать действия МНУ "ЕСМЗ" по начислению платы за электроэнергию за места общего пользования в многоквартирных домах по адресам: "адрес" за период с 01 января 2009 года по настоящее время, совершенными с нарушениями норм действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей: отсутствие необходимой и достоверной информации в платежных документах, неверный норматив потребления электроэнергии в платежных документах, неправильный расчет при начислении платы за электроэнергию за места общего пользования, противоправными и ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей; обязать МНУ "ЕСМЗ" прекратить указанные действия и производить расчеты с населением за коммунальную услугу по электроэнергии за места общего пользования в многоквартирных домах по адресам: "адрес" соответствии с действующим законодательством. Обязать МНУ "ЕСМЗ" довести до сведения потребителей информацию о решении суда по настоящему делу в течение десяти дней после вступления его в законную силу через газету "Камская новь".
Ответчик иск не признал, в письменных объяснениях сослался на то, что многоквартирные дома по адресам: "адрес" оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, то есть с 01 января 2009 года расчет электроэнергии по местам общего пользования в многоквартирных домах проводится на основании данных приборов учета. Также указал, что независимо от того, установлены или нет в многоквартирном доме общедомовые приборы учета, потребители обязаны оплачивать коммунальные услуги, в том числе технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При рассмотрении дела представитель Управления Роспотребнадзора ФИО13 требования поддержала, представитель ответчика ФИО6 возражала против иска по приведенным выше основаниям.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик МНУ "ЕСМЗ" просит решение отменить, ссылаясь на то, что положения пунктов 12, 61, 136, 145 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31 августа 2006 года, устанавливают, что оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по оплате электрической энергии должна осуществляться на основании расчетного способа лишь в случае отсутствия в точке поставки приборов учета электрической энергии. Поскольку приборы учета многоквартирных домов были установлены на границе балансовой принадлежности - месте соединения объектов электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Центра и Поволжья", то оснований для возложения на МНУ "ЕСМЗ" обязанности производить расчет за электроснабжение в вышеуказанных многоквартирных домах не имелось.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия полагает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между уполномоченными представителями собственников указанных многоквартирных домов и МНУ "ЕСМЗ Камбарского района" были заключены договоры управления многоквартирными домами соответственно: "адрес". До заключения указанных договоров МНУ "ЕСМЗ" являлось организацией, отвечающей за управление, содержание и ремонт указанных многоквартирных домов. В указанных многоквартирных домах установлены поквартирные приборы учета электрической энергии.
МНУ "ЕСМЗ" является исполнителем жилищно-коммунальных услуг по указанным многоквартирным домам, в том числе коммунальной услуги по электроснабжению.
01 февраля 2008 года между МНУ "ЕСМЗ" (потребителем) и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (гарантирующим поставщиком) заключен договор энергоснабжения, по которому гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу потребителю, а потребитель - принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказываемые услуги. С учетом установленного пунктами 10.1,10.2 договора условия о его ежегодной пролонгации, отношения между МНУ "ЕСМЗ" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" с момента его заключения и по день разрешения спора определялись данным договором.
Указанным договором было определено, что учет электроэнергии осуществляется приборами учета, указанными в перечне приложения N 2 к договору; расчетные группы учета находятся на балансе территориальной сетевой организации (ТСО), предусмотрена обязанность потребителя самостоятельно урегулировать с ТСО вопросы взаимодействия в части определения границ балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электросетей, организацию коммерческого учета, определения порядка снятия и передачи показаний приборов коммерческого учета.
Согласно актам разграничения эксплуатационной ответственности сторон МНУ "ЕСМЗ" и территориальной сетевой организацией ОАО "МРСК Центра и Приволжья", установленные на электрических сетях жилых многоквартирных домов по адресам: "адрес", 12, 13, приборы учета являются приборами коммерческого учета приобретаемой МНУ "ЕСМЗ" по договору от ДД.ММ.ГГГГ электрической энергии.
В связи с поступлением обращений граждан, проживающих в указанных выше домах, о предъявлении им необоснованно высокой платы за освещение мест общего пользования многоквартирных жилых домов (в некоторых случаях превышающей размер платы по показаниям внутриквартирных счетчиков учета электрической энергии) Управлением территориального отдела Роспотребнадзора по Удмуртской Республики в г. Сарапуле на основании распоряжения начальника территориального отдела N от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МНУ "ЕСМЗ" по вопросу соблюдения стандартов и законодательства о защите прав потребителей.
В ходе проверки, по результатам осмотра многоквартирных домов ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя Роспотребнадзора и представителей МНУ "ЕСМЗ", установлено наличие приборов учета электрической энергии, отраженных в актах разграничения эксплуатационной ответственности сторон по договору от ДД.ММ.ГГГГ в расположенных в г. Камбарке домах по "адрес" - в подвальных помещениях; по "адрес" - вне дома в отдельно стоящем здании, на который идут показания с трех домов "адрес"
По результатам проверки 04 апреля 2011 года составлен акт N 89, в котором содержался вывод о том, что указанные многоквартирные дома общедомовыми коллективными приборами учета электрической энергии не оборудованы.
Суд правильно исходил из того, что для правильного разрешения данного спора необходимо установить, являются ли установленные в многоквартирных домах приборы учета электрической энергии общедомовыми приборами учета электрической энергии, показания которых могут быть использованы для начисления собственникам указанных многоквартирных домов платы за электроэнергию мест общего пользования, либо данные приборы учета являются лишь приборами коммерческого учета, показания которых используются для расчетов между МНУ "ЕСМЗ" как потребителем и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" как гарантирующий поставщиком по договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что указанные приборы учета не могут быть использованы в качестве общедомовых приборов учета электрической энергии для определения платы за электроэнергию, потребляемой местами общего пользования указанных многоквартирных домов.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
При разрешении спора суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, исходя из следующего.
Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и в соответствии с пунктом 5 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" осуществляет контроль и надзор за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
Часть 2 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" устанавливает, что государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно частей 2 и 4 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ (далее - "ЖК РФ") плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение).
В соответствии с частью 1 ст. 157 ЖК РФ размер за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых, в отношении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (п. 30).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 апреля 2007 года N 59 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению населением Удмуртской Республики при отсутствии приборов учета" установлен размер оплаты гражданами услуг по электроэнергии мест общего пользования, проживающими в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета в размере 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, в который включен расход электрической энергии на работу приборов освещения мест пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь.
Согласно пункту 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определятся исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Таким образом при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета расхода размер оплаты услуг по электроэнергии мест общего пользования гражданами, проживающими в многоквартирных домах, должен определяться исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 апреля 2007 года N 59.
Суд установил, что предусмотренного частью 10 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов собственникам помещений указанных многоквартирных домов не направлялось.
Ответчиком не оспаривалось, что приборы учета электроэнергии были установлены в отсутствие согласия на это собственников указанных многоквартирных домов; эксплуатация данных приборов учета электроэнергии была начата при отсутствии на это согласия собственников многоквартирных домов, а следовательно, в отсутствие акта приемки ими приборов учета, установки и снятия первичных показаний, без доведения до них результатов ревизии (проверки) несанкционированных подключений к внутридомовым электрическим сетям и наличия необоснованных потерь, связанных с техническим состоянием внутридомовых коммуникаций, что также указывает на то, что данные приборы учета были приняты в эксплуатацию и использовались исключительно для целей коммерческого учета расчетов между МНУ "ЕСМЗ" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" по договору энергоснабжения от 01 февраля 2008 года.
При этом судом было обоснованно принято во внимание, что решений общих собраний указанных многоквартирных домов по установке общедомовых приборов учета электрической энергии не принималось, хотя данные приборы учета как электрическое оборудование, обслуживающее более одного помещения в доме, в силу пункта 3 части 1 ст. 36 ЖК РФ должны являться общим имуществом собственников помещений дома.
Кроме того, как следует из материалов дела, в нарушение пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, устанавливающего, что информация об изменении размера платы за коммунальные услуги направляется исполнителем потребителю в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата, потребители коммунальной услуги по электроснабжению указанных многоквартирных домов письменно не извещались о том, что начисление платы будет производиться по данным приборов коммерческого учета между МНУ "ЕСМЗ" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания".
По смыслу ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" коммерческим учетом электрической энергии (мощности) является процесс измерения количества электрической энергии и определения объема мощности, сбора, хранения, обработки, передачи результатов этих измерений и формирования, в том числе расчетным путем, данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и мощность, а также за связанные с указанными поставками услуги по двухстороннему договору купли-продажи электрической энергии.
По результатам проведенной 27 апреля 2011 года ТО Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в городе Сарапуле проверки в отношении МНУ "ЕСМЗ" было возбуждено административное производство. Постановлением ТО Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в городе Сарапуле от 27 апреля 2011 года МНУ "ЕСМЗ" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ "обман потребителей".
Согласно части 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда Удмуртской Республики от 17 августа 2011 года по делу N А71-4398/2011, в котором принимали участие стороны по настоящему делу, установлено, что приборы учета на электрических сетях указанных многоквартирных жилых домов были установлены в 2008 году по инициативе ПО "Южные электрические сети" с согласия МНУ "ЕСМЗ" для расчетов между потребителем МНУ "ЕСМЗ Камбарского района" и гарантирующим поставщиком ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" по договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ не являются общедомовыми коллективными приборами учета электрической энергии (мощности), которыми должны быть оснащены жилые многоквартирные дома их собственниками в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для начисления платы за электроэнергию мест общего пользования указанных многоквартирных домов по приборам коммерческого учета, а следовательно - незаконности действий "ЕСМЗ" по исчислению и указанию в платежных документах размера оплаты за электроэнергию мест общего пользования по данным приборам с 01 января 2009 года, наличии у МНУ "ЕСМЗ" обязанности до ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии оплаты за электроэнергию мест общего пользования производить начисление платы за электроэнергию за места общего пользования указанных многоквартирных домов по установленным нормативам является правильным.
При указанных обстоятельствах суд пришел к основанному выводу о том, что начисление МНУ "ЕСМЗ" платы за электроэнергию мест общего пользования многоквартирных домов по данным приборов коммерческого учета расчетов между МНУ "ЕСМЗ" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", отсутствие информации об этом в платежных документах нарушает права неопределенного круга потребителей указанной коммунальной услуги, поскольку начисление платы за электроэнергию мест общего пользования должно было производиться по утвержденным нормативам - 7 кВт.час в месяц на одного человека.
Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны тем, которым судом первой инстанции была дана оценка, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает, поскольку Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 530 от 31 августа 2006 года, на отношения, связанные с внесением МНУ "ЕСМЗ" (исполнителем коммунальных услуг, приобретающим электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг) платы за коммунальную услугу по электроснабжению данными гражданами, не распространяются.
Предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены судебного решения отсутствуют. Обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 11 разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств с тем, чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.
В резолютивной части решения суд не указал, какие требования действующего законодательства должен выполнить ответчик для восстановления прав, нарушение которых и послужило причиной обращения Управления Роспотребнадзора в суд с данным иском.
С учетом изложенного, судебная коллегия в указанной части считает необходимым резолютивную часть решения изменить, указав на незаконность начисления ответчиком платы за электроэнергию мест общего пользования указанных выше многоквартирных домов за период с января 2009 года на основании показаний приборов коммерческого учета электрической энергии и обязать МНУ "ЕСМЗ" до ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии производить расчеты с населением за коммунальную услугу по электроэнергии за места общего пользования в многоквартирных домах по адресам: Удмуртская Республика, "адрес" исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2012 года по существу оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального некоммерческого учреждения "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" - без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Признать незаконным начисление муниципальным некоммерческим учреждением "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" по данным установленных на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между муниципальным некоммерческим учреждением "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" и сетевой организацией ОАО "МРСК Центра и Приволжья" приборов коммерческого учета электрической энергии многоквартирных домов по адресам: Удмуртская Республика, "адрес" платы за электроэнергию за места общего пользования за период с января 2009 года по день вынесения настоящего решения.
Обязать муниципальное некоммерческое учреждение "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" до ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии производить расчеты за коммунальную услугу по электроэнергии за места общего пользования в многоквартирных домах по адресам: Удмуртская Республика, "адрес" исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению.
Обязать муниципальное некоммерческое учреждение "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" довести до сведения потребителей информацию о решении суда по данному делу в течение десяти дней после вступления его в законную силу через газету "Камская новь".
Взыскать с муниципального некоммерческого учреждения "Единая служба муниципального заказчика Камбарского района" в доход бюджета муниципального образования "Камбарский район" государственную пошлину в сумме "данные изъяты" рублей.
Председательствующий Анисимова В.И.
Судьи Глухова И.Л.
Рогозин А.А.
Копия верна:
Судья Рогозин А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.