Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе
председательствующего Ворончихина В.В.
судей областного суда Кирсановой В.А., Сметаниной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в гор.Кирове 09 августа 2011 года
гражданское дело по кассационной жалобе Администрации ЗАТО Первомайский Кировской области
на решение Юрьянского районного суда от 15 июня 2011 года, которым постановлено:
Взыскать с администрации ЗАТО Первомайский Кировской области за счет казны Муниципального образования "ЗАТО Первомайский" в пользу Ветлужских Е.С. денежные средства в размере 80167 руб.66 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2605 руб.03 коп., всего 82772 руб. 69 коп.
Заслушав доклад судьи областного суда Кирсановой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ветлужских Е.С. обратилась в суд с иском к администрации ЗАТО Первомайский о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии. В обоснование указала, что с 14 октября 2002 года работает в МУЗ городская больница ЗАТО Первомайский Кировской области, в настоящее время в должности участковой медсестры. До 01 января 2005 года пользовалась льготами на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением на основании ст.63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
С принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены ввиду внесения изменений в ст.63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья населения граждан". Признано утратившим силу положение нормы закона закреплявшее право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением.
Положения введенной части 4-6 предусматривают меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, которые устанавливаются Правительством РФ. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления.
Закон Кировской области "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области" от 03 ноября 2004 г. N 267-30, в действующей редакции, в ст.2 указывает на категории специалистов, имеющих право на частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в п.2 4.1 указаны медицинские и фармацевтические работники учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. В соответствии со ст.4 данного Закона в редакции от 06 октября 2008 г. размер частичной компенсации расходов составляет 400 рублей, в 2007 г. составлял 117 рублей в месяц, в 2008 г. - 137 рублей в месяц, в 2009 г. - 400 рублей в месяц. Размер частичной компенсации расходов увеличивается и утверждается правительством Кировской области. Размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с освещением и отоплением, что нарушает права данной категории лиц, в том числе и права истицы. За период с 01 мая 2008 г. по 30 апреля 2011 г., когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление - "данные изъяты"., за электроэнергию - "данные изъяты" всего - "данные изъяты". По Закону Кировской области N 267-30 от 03 ноября 2004 года, ей начислена и выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за указанный период в размере "данные изъяты". Разница между уплаченными ею денежными средствами составила 80167 руб.66 коп. Просит данную сумму взыскать с ответчика в её пользу. Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе администрация ЗАТО Первомайский Кировской области просит об отмене решения. Указано на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований, приведены основания для уменьшения размера взыскания до 72455 рублей 04 копеек.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п.50 ст.35 ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть вторая статьи 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" признана утратившей силу и дополнена частями четвертой, пятой, шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Пункт 2 ст. 153 Закона N 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые меры социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. Статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете и составил ежемесячно в 2007 году - 117 рублей, в 2008 году - 137 рублей ежемесячно, в 2009 году -400 рублей в месяц. Указанный Закон не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с частью шестой ст.63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" за счет бюджета органа местного самоуправления.
Согласно статей 155, 156, 283 Бюджетного кодекса РФ бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, это составная часть финансовой системы РФ. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абзац 3 п.1, п.Зст.86, ст.ст. 129,135).
Таким образом, суд правомерно указал, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования- за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.
Из дела следует, что МУЗ Городская больница ЗАТО Первомайский Кировской области согласно Устава учреждена администрацией ЗАТО Первомайский Кировской области, является бюджетной организацией. Льготы распространяются на медицинских работников, работающих как в сельской местности так и в поселках городского типа, к которым относится пос. Первомайский Кировской области в соответствии с законодательством Кировской области.
Документальными доказательствами подтверждено, что за период с 01 мая 2008 года по 30 апреля 2011 года истицей оплачено за отопление жилья "данные изъяты" за электроэнергию "данные изъяты" всего "данные изъяты"., компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги по закону субъекта составила "данные изъяты"
С учетом изложенного суд обоснованно взыскал с ответчика 80167рублей 66 копеек ввиде разницы между фактическими затратами и выплаченной компенсацией.
Доводы кассационной жалобы об изменении размера взыскания не были предметом исследования в суде первой инстанции. В соответствии со статьей 55, 56 ГПК РФ убедительных доказательств для уменьшения размера взыскания ответчиком не представлено. Оснований для отмены решения не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст.360, ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юрьянского районного суда от 15 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации ЗАТО Первомайский Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.