Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.
и судей Кирсановой В.А., Сметаниной О.Н.,
при секретаре Ковалёвой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 4 августа 2011 года дело по жалобе на решение Нагорского районного суда Кировской области от 09.06.2011 г., которым постановлено о взыскании с администрации Нагорского района Кировской области в пользу Норсеевой Л.М.за счет казны МО "Нагорский район" денежных средств в размере "данные изъяты"
Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., заключение прокурора Шибановой Н.Е. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нагорского района Кировской области в интересах Норсеевой Л.М. обратился в суд с исковыми требованиями, окончательно сформулированными истицей в судебном заседании, к администрации Нагорского района Кировской области о взыскании затрат, понесенных по оплате коммунальных услуг за три последних года в сумме "данные изъяты".
В обоснование иска указано на то, что Норсеева Л.М., проживающая в сельской местности и работающая врачом акушером-гинекологом МУЗ "Нагорская ЦРБ", до 01.01.2005 года включительно пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 2005 года ей выплачивалась частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. Всего с 01.01.2005 года по 20.04.2011 года документально подтвержденные затраты, понесенные заявителем на оплату коммунальных услуг и наем жилья, составили "данные изъяты" рублей. Частичная компенсация коммунальных платежей за счет средств областного бюджета составила "данные изъяты" рублей. Учитывая, что сведения о произведенных истцом платежах за отопление за 2005 год не сохранились, фактически понесенные расходы за указанный период составили "данные изъяты" В соответствии с действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления. Меры социальной поддержки фармацевтическим и медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения администрацией Нагорского района установлены не были.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе Администрацией Нагорского района ставится вопрос об отмене судебного постановления и указано ошибочность его выводов. Кассатор настаивает на прежних доводах о том, что ст.63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" не возлагает обязанность за органы местного самоуправления выплачивать медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения полную компенсацию. Речь идет о мере социальной поддержки. Данное обязательство возложено на субъект Кировской области, медицинские работники, в том числе истица получает частичную компенсацию. Считают себя ненадлежащими ответчиками по делу.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что с 1963 г. истица работает в Нагорской ЦРБ в должности врача акушера-гинеколога, проживает "адрес"
Нагорская центральная районная больница согласно Устава, учреждена администрацией Нагорского муниципального района Кировской области, в структуру Учреждения входят стационар, поликлиника.
До 01.01.2005 г. истица пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.
С 01.01.2005 г. предоставление истице жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями было прекращено.
В целях реализации Закона Кировской области от 03.11.2004 267-ЗО начислена и выплачена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 03.05.2008 г. по 20.04.2011 г. в сумме "данные изъяты"
В соответствие с частью 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 г. 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст.62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Законом Кировской области от 03.11.2004 N267-ЗО предусмотрено, что фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2007 году установлен 117 рублей ежемесячно, в 2008 году - 137 рублей ежемесячно, в 2009 году -400 рублей в месяц.
Согласно преамбуле Закона РФ N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пункт 1 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.
Пункт 2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Из содержания и смысла указанных норм следует, что действующее федеральное законодательство РФ и законодательство Кировской области не содержит в себе положений о наличии обязанности субъектов Российской Федерации производить финансирование компенсаций по оплате коммунальных услуг медицинских работников, относящихся к иному публичному образованию - соответствующему органу местного самоуправления.
Поэтому следует согласиться с выводом суда о том, что действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.
В судебном заседании подтверждено что, до настоящего времени, меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, администрацией Нагорского района Кировской области не установлены.
Согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Отсутствие у муниципального образования необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств.
Доводы жалобы, направленные к иной оценке фактических обстоятельств по делу, ошибочны и не являются основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного, вывод суда об удовлетворении иска, коллегия находит правильным.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нагорского районного суда Кировской области от 09 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.