Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,
судей Шерстенниковой Е.Н. и Носковой Г.Н.,
с участием прокурора Окулова Е.А.,
при секретаре Воложаниновой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 1 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе администрации МО "Город Киров" на решение Октябрьского районного суда города Кирова от 26 октября 2011 года, которым на МКУ "Централизованная библиотечная система" возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ в здание филиала N 14 учреждения по адресу: "адрес", филиала библиотеки N 17 по адресу: "адрес", филиала библиотеки N 19 по адресу: "адрес" путем сооружения пандуса при входе в здания и поручней, приведения в соответствие с требованиями СНиП порогов при входе в помещения, ступеней лестницы крыльца, создания предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхности перед дверными проемами входной двери в соответствии с требованиями СНиП. На администрацию г. Кирова возложена обязанностьпри недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении казенного учреждения, осуществить для этого финансовое обеспечение.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Кирова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МКУ "Централизованная библиотечная система", МО "Город Киров" в лице администрации города Кирова об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с законом Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов, в соответствие с действующими СНиП35-01-2001, должны приниматься, по согласованию с общественными объединениями инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Поскольку библиотека относится к объектам социальной инфраструктуры, то необходимо обеспечить инвалидам доступ в помещения библиотеки. В ходе проведенных проверок прокуратурой района установлено, что в помещениях филиалов библиотеки: N 14, находящегося по адресу: "адрес"; N 17, находящегося по адресу: "адрес"; N 19 находящегося по адресу: "адрес" выявлены нарушения законодательства о защите прав инвалидов в виде необеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в данные помещения: отсутствуют пандусы и поручни для инвалидов; участки пола перед дверными проемами входных дверей не имеют предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхности; высота порогов превышает допустимые нормы; ребра ступеней не имеют закругления, ступени в пределах марша лестниц не одинаковой геометрии и размеров по высоте подъема ступеней. Кроме того, в помещении филиала N 19 глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании "на себя" составляет менее 1,45 м, поручень оборудован на высоте более 1 м от лестницы. В связи с наличием указанных нарушений доступ инвалидов к данным объектам социальной инфраструктуры ограничен. Указанные помещения закреплены за МКУ "Централизованная библиотечная система" МО "Город Киров", на основании Постановлений главы Администрации города Кирова, на правах оперативного управления. Прокурор просил обязать МКУ "Централизованная библиотечная система" МО "Город Киров" и администрацию г. Кирова создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к помещениям филиалов библиотеки N 14, находящихся по адресам: "адрес"; N 17, находящегося по адресу: "адрес", путем оборудования входов в библиотеку пандусами и поручнями с учетом требований СНиП 35-01-2011 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" и технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; приведения в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2011 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", порогов при входе в указанное помещение, ступеней лестницы крыльца; создания предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхности на участке движения перед дверным проемом входной двери в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2011 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Обязать МКУ "Централизованная библиотечная система" МО "Город Киров" и администрацию г. Кирова создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к помещениям филиалов библиотеки N 19 находящегося по адресу: "адрес" путем оборудования входа в библиотеку пандусом и поручнями с учетом требований СНиП 35-01-2011 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" и технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; приведения в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2011 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" порога при входе в указанное помещение, глубину пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью; создания предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхности на участке движения перед дверным проемом входной двери в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2011 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". В случае недостаточности для исполнения судебного решения денежных средств, находящихся в распоряжении МКУ "Централизованная библиотечная система" МО "Город Киров", возложить субсидиарную ответственность по исполнению решения суда на администрацию г. Кирова.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрация МО "Город Киров" ставит вопрос об отмене решения в части возложения на нее обязанности по финансированию МКУ "Централизованная библиотечная система" для переоборудования помещений филиалов библиотеки. Считает, что в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" выбор варианта оказания инвалидам услуг определяется органом местного самоуправления самостоятельно, и может осуществляться не только путем приспособления здания для доступа инвалидов в него (здание), но и путем "доставки" услуги к инвалидам. Администрация считает, что является ненадлежащим ответчиком, так как создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры является обязанностью казенного учреждения, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, а не собственника здания. Указывают, что прокурором не доказан факт отсутствия финансирования библиотеки на цели текущего и капитального ремонта, к которым относится установка пандусов. Кроме того, судом не указано в решении за счет каких средств необходимо осуществить данное финансирование.
Заслушав объяснения представителя администрации Дудыревой Т.В., поддержавшей жалобу, объяснения представителя МКУ "Централизованная библиотечная система" Касаткиной Л.Н., полагавшей об отсутствии возможности производства предусмотренных решением работ, прокурора Окулова Е.А., полагавшего решение районного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995г. социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Правительство РФ, органы исполнительной власти РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", одобренным постановление Госстроя РФ от 16 июня 2001 года N 72 (пункт 1.7) основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и месту приложения труда.
Положения данного документа распространяются на проектирование и реконструкцию зданий учреждений различных форм собственности. В соответствие со СНиП 35-01-2001, принятыми постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 года N 73, он предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения.
Из дела видно, что МКУ "Централизованная библиотечная система" МО "Город Киров" имеет филиал N14, находящийся по адресу: "адрес", филиал N 17, находящийся по адресу: "адрес", филиал N 19, находящийся по адресу: "адрес"
Разрешая спор, суд установил, что вход в помещение филиала библиотеки N14, находящегося по адресу: "адрес", филиала N 17, находящегося по адресу: "адрес" не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, вопреки требованиям пп. 3.13-3.14, п. 3.21, п. 3.23, 3.27, 3.28 СНиП 35-01-2001, пандусы и поручни для инвалидов отсутствуют, участок пола на расстоянии 0,6 м. перед дверным проемом входной двери не имеет предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхности, высота порога наружной входной двери с наружной стороны превышает 2,5 см и составляет не менее 6 см., ступени в пределах марша лестницы не одинаковой геометрии и размеров по высоте подъема ступеней, высота подъема двух нижних ступеней лестницы превышает 0,15 м и составляет не менее 0,20 м. Ребро ступени не имеет закругление радиусом не более 0,05 м. Вход в помещение филиала библиотеки N 19, находящегося по адресу: "адрес" не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, вопреки требованиям пп. 3.13 и 3.14, пп. 3.19, 3.21, пп.3.23, 3.32 СНиП 35-01-2001, отсутствуют пандусы и поручни для инвалидов, глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании "на себя" составляет менее 1,45 м, участки пола на расстоянии 0,6 м перед дверным проемом входной двери не имеет предупредительной рифленой или контрастно окрашенной поверхности, высота порога наружной входной двери с наружной стороны превышает 2,5 см и составляет не менее 10 см, поручень оборудован на высоте более 1 м от лестницы.
Суд пришел к правильному выводу, что указанные нарушения требований законодательства создают препятствия к доступу инвалидов в указанные помещения, чем пользование данными объектами социальной инфраструктуры для них ограничено.
Согласно Постановлений Главы администрации г. Кирова от 23.10.2008г. N N, от 02.10.2008г. N N, от 03.09.2009г. N N указанное муниципальное имущество закреплено за МКУ "Централизованная библиотечная система" МО "Город Киров" на праве оперативного управления.
В этой связи обязанность устранения нарушений прав инвалидов суд правомерно возложил на указанное юридическое лицо. Выполнение перечисленных в решении мероприятий служит цели защиты прав инвалидов.
В соответствии со ст. ст. 9, 10 Конвенции ООН "О правах инвалидов" от 13 декабря 2006 года, которая подписана Российской Федерацией согласно распоряжению Президента РФ от 5 августа 2008 года N 450-п, для того, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяется Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, инвалиды имеют такое же, как и иные граждане, право непосредственного посещения зданий филиалов библиотеки N14, по адресу: "адрес"; N 17, по адресу: "адрес"; N 19, по адресу: "адрес"". Однако реализация этого права инвалидов ответчиками не обеспечена.
При этом суд правомерно возложил на администрацию г. Кирова обязанностьосуществить финансовое обеспечение выполнения решения суда МКУ "Централизованная библиотечная система" при недостаточности средств у последнего.
Как видно из дела администрация города является учредителем Муниципального казенного учреждения "Централизованная библиотечная система" и собственником его имущества.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998N 145-ФФ, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. 4.6.1 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются средства МО "Город Киров", в том числе, и денежные средства из местного бюджета.
При этом финансирование учреждения согласно п. 4.7.2 Устава должно обеспечивать содержание зданий (включая расходы на текущий ремонт и иные расходы).
Из дела видно, что финансовое обеспечение МКУ "ЦБС" на указанные в решении цели при составлении бюджета на 2011 год администрацией города не было предусмотрено. Установленная в этой связи судом недостаточность бюджетного финансирования учреждения влечет обязанность его учредителя и собственника имущества по предоставлению финансирования ответчика на указанные цели.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит вынесенное решение соответствующим нормам права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Оснований для его отмены не усматривает.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являются не состоятельными и отмену обжалуемого судебного постановления не влекут. Они фактически направлены на переоценку выводов районного суда. Однако оснований для этого не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Кирова от 26 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.