Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Жуковой Н.В., судей Васильева Ф.И. и Судак О.Н., при секретаре Ефимовой Ю.Г., рассмотрев 01 февраля 2012 года в городе Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Н.В. кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 ноября 2011 года по гражданскому делу по иску Федоренко М.Г. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании права на получение социальной выплаты,
заслушав судью-докладчика, объяснения представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Латаевой В.В, действующей на основании доверенности, поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федоренко М.Г. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику указав, что он с 22 июня 1942 г. по 19 апреля 1945 г. являлся узником концлагеря Бухенвальд. Не имея в собственности какого-либо жилого помещения, вынужден проживать в квартире сына Федоренко Е.М. общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой площадью "данные изъяты" кв.м. в составе семьи 7 человек. 21 апреля 2010 г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда Оренбургской области с составом семьи один человек. 26 июля 2011 г. истец получил из администрации г. Оренбурга письмо N "данные изъяты", из которого следует, что он, как несовершеннолетний узник концлагеря, не имеет право на обеспечение жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем Ветеранов ВОВ 1941-1945 годов". Вместе с тем, ему, как несовершеннолетнему узнику концлагерей, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников ВОВ. Подтверждением того, что государство приравнивает бывших несовершеннолетних узников концлагерей к участникам ВОВ является то, что истцу, как и участникам ВОВ, предоставляются льготы и выплаты, так, ко дню празднования Дня Победы получил единовременную выплату в размере "данные изъяты" рублей, ему также предоставляются льготы при оплате коммунальных услуг и другие. Полагает, что непредставление как бывшему несовершеннолетнему узнику концлагеря, приравненному к участнику ВОВ, социальной выплаты на улучшение жилищных условий, противоречит действующему законодательству, нарушает жилищные права участников ВОВ. Ссылаясь на положения Указа Президента РФ от 15.10.1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", Закона РФ N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О Ветеранах", Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем Ветеранов ВОВ 1941-1945 годов", просил признать за ним право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области выдать истцу свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Решением суда исковые требования Федоренко М.Г. удовлетворены.
С решением суда не согласно Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, в своей кассационной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что истец не доказал его право на обеспечение жильем по льготной категории участников Великой Отечественной Войны.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Федоренко М.Г., является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и с 21 апреля 2010 года состоит в Администрации г.Оренбурга на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.п.1,2 Указа Президента РФ от 15.10.1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" было постановлено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов ВОВ соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих. Льготы, поименованные в п. 1 Указа, предоставляются из тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам ВОВ.
Из п. 5 постановления Минтруда России от 07.07.1999 г. N 20 "Об утверждении разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" следует, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники ВОВ. Поскольку с выходом Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах") для инвалидов и участников ВОВ предусмотрены льготы соответственно ст. 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Пунктом 8 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действующее законодательство РФ приравняло по предоставляемому перечню ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот бывших несовершеннолетних узников фашизма к участникам Великой Отечественной войны.
Поскольку нормы права, регулирующие социальные гарантии, льготы и меры социальной поддержки бывших несовершеннолетних узников фашизма, носят отсылочный характер, а меры социальной поддержки для инвалидов ВОВ и участников ВОВ предусмотрены ст. 14 и 15 ФЗ "О ветеранах", следовательно, при определении перечня мер социальной поддержки, предоставляемых бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, суд обоснованно руководствовался названными статьями ФЗ "О ветеранах".
Право инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем прямо предусмотрено ст. 14 и 15 ФЗ "О ветеранах".
При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что действующее законодательство РФ не содержит норм права, указывающих на то, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма не предоставляются какие-либо меры социальной поддержки, установленные ст. 14 и 15 ФЗ "О ветеранах", в том числе мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем, доводы кассационной жалобы о том, что истец не доказал свое право на обеспечением жильем как участника ВОВ, являются необоснованными.
Нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также нарушение норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 ноября 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.