Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Васильева Ф.И., Федотовой Е.В.,
при секретаре Файзуллиной Р.Ш.,
с участием прокурора Устабаева Е.Т.,
рассмотрела 27 апреля 2012 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "город Новотроицк" Оренбургской области на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 17 февраля 2012 года по гражданскому делу по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования "город Новотроицк" Оренбургской области и Обществу с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" о признании бездействия незаконным и устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на Правобережном питьевом водозаборе г.Новотроицка Оренбургской области.
Заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя Администрации муниципального образования "город Новотроицк" Оренбургской области Борисову Е.В., просившую решение суда отменить, прокурора Устабаева Е.Т., просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО "г.Новотроицк" Оренбургской области и ООО "Управление коммунального хозяйства", в котором просил признать незаконным бездействие ООО "УКХ" г.Новотроицка по непринятию достаточных мер по оборудованию скважин на Правобережном водозаборе г.Новотроицка Оренбургской области аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности и обязать устранить данное нарушение в срок до 1 июля 2012 года; признать незаконным бездействие Администрации МО "г.Новотроицк" Оренбургской области по непринятию достаточных мер по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны скважины питьевого водозабора, ограждению зоны санитарной охраны I пояса скважины, оборудованию дорожек к скважинам питьевого водозабора твердым покрытием в соответствии с требованиями Строительных норм и правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНИП 2.04.02.-84" и обязать устранить указанные нарушения санитарного законодательства.
В обоснование своего иска прокурор указал, что ООО "УКХ" осуществляет деятельность по добыче питьевых подземных вод для водоснабжения населения и предприятий г.Новотроицка Оренбургской области на основании Устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица и лицензии серии ОРБ 01892ВЭ на право пользования недрами для добычи подземных вод с целью водоснабжения населения. Водозабор на Правобережном водозаборе состоит из 15 скважин. Водозаборные сооружения принадлежат на праве собственности Администрации г.Новотроицка и переданы ООО "УКХ" на основании договора аренды. Однако, при организации питьевого водоснабжения на водозаборе нарушаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, территория первого пояса зоны санитарной охраны водозабора не имеет ограждения, дорожки к скважинам не имеют твердого покрытия (нарушение п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02, п. 10.31 СНИП 2.04.02.-84). Кроме того, скважина не оборудована аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности (нарушение п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02). Также питьевой водозабор не имеет проекта зон санитарной охраны с заключением центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора (нарушение п. 1.6, 1.11 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, п.п. 10.3-10.5 СНИП 2.04.02.-84).
Указанные нарушения прав неопределённого круга лиц затрагивают права граждан на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 8, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В судебном заседании участвующий в деле прокурор отказался от иска к ООО "УКХ" и определением суда производство по делу в этой части прекращено. В остальной части прокурор просил заявление удовлетворить.
Представитель Администрации МО "г.Новотроицк" Оренбургской области в судебное заседание не явился и дело рассмотрено без его участия.
Представитель ООО "УКХ" Кузнецов И.А. требования прокурора признал.
Решением суда от 17 февраля 2012 года иск прокурора удовлетворён. Суд признал незаконным бездействие Администрации МО "г.Новотроицк" Оренбургской области по непринятию мер по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны скважин Правобережного питьевого водозабора г.Новотроицка Оренбургской области, ограждению зоны санитарной охраны I пояса скважин, оборудованию дорожек к скважинам питьевого водозабора твердым покрытием, в соответствии с требованиями строительных норм и правил путём разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны скважины питьевого водозабора до 1 июля 2012 года; оградить зоны санитарной охраны I пояса скважины питьевого водозабора в соответствии с требованиями строительных норм и правил и оборудовать дорожки к скважине питьевого водозабора твердым покрытием до 1 ноября 2012 года.
С таким решением суда не согласна Администрация МО "г.Новотроицк" Оренбургской области, которая в своей апелляционной жалобе просит его отменить, полагая, что судом при рассмотрении дела нарушены нормы материального и процессуального права.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии с требованиями частями 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения суда только в части удовлетворения исковых требований к Администрации МО "г.Новотроицк" Оренбургской области.
Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пунктов 3, 4 части 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения.
По смыслу указанных норм к вопросам местного значения городского округа относится содержание принадлежащего ему имущества, необходимого для водоснабжения населения муниципального образования.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы Администрации МО "г.Новотроицк" Оренбургской области о том, что такая обязанность на орган местного самоуправления не возлагается, противоречат действующему законодательству.
В силу пункта 1.3 СанПиН "Зоны охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года N 10, соблюдение санитарных правил является обязательным.
В соответствии с пунктами 1.4, - 1.6, 1.10, 1.15, 1.17 указанных Правил зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. ЗСО организуются в составе трех поясов, первый (строгого режима), из которых включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий всех трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.
Согласно пунктам 2.2.1.1, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
В силу пункта 10.31. СНиП "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02.-84", утверждённых Постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 года N 123, территория первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должна быть спланирована, огорожена и озеленена. При этом ограждение следует предусматривать согласно п. 14.4 данных СНиП.
В соответствии с пунктом 14.4 названных Правил водопроводные сооружения должны ограждаться. Для площадок станций водоподготовки, насосных станций, резервуаров и водонапорных башен с зонами санитарной охраны первого пояса следует, как правило, принимать глухое ограждение высотой 2,5 м. Допускается предусматривать ограждение на высоту 2 м - глухое и на 0,5 м - из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4 - 5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения.
Судом установлено, что Администрация МО "г.Новотроицк" Оренбургской области является собственником Правобережного водозабора, состоящего из 15 скважин.
На основании договора аренды от 29 мая 2009 года N 63/09 и Приложения N 1 к нему КУМИ Администрации МО "г.Новотроицк" Оренбургской области предоставило указанные скважины для использования в целях предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям муниципального образования город Новотроицк в пользование ООО "УКХ", имеющее лицензию на право пользования недрами от 23 августа 2006 года.
Установлено, что на Правобережном водозаборе выявлены нарушения санитарных норм:
- территория первого пояса зоны санитарной охраны водозабора не имеет ограждения, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия (нарушение п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02, п. 10.31 СНИП 2.04.02.-84);
- питьевой водозабор не имеет проекта зон санитарной охраны с заключением центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора (нарушение п. 1.6, 1.11 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, п.п. 10.3-10.5 СНИП 2.04.02.-84).
Действующим законодательством на владельца водопровода возлагается обязанность по проведению санитарных мероприятий. Договором аренды и лицензионным соглашением, являющемся составной частью лицензии, специально не оговаривается, что ООО "УКХ" обязалось разработать проект ЗСО, оградить первый пояс зоны санитарной охраны и оборудовать твёрдым покрытием дорожки к скважинам. Следовательно, решением суда на Администрацию МО "г.Новотроицк" Оренбургской области, как на владельца водопровода, обязанность по устранению указанных нарушений возложена обоснованно.
В связи с этим не подлежат удовлетворению доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством названные обязанности возлагаются на организацию коммунального хозяйства, то есть на ООО "УКХ".
Доводы апелляционной жалобы о том, что пунктом 2 лицензионного соглашения ООО "УКХ" обязуется представить проект зон санитарной охраны водозаборных скважин до 31 декабря 2010 года также не подлежат удовлетворению, поскольку обязанность по разработке такого проекта арендатором специально не оговаривалась.
Более того, судом верно указано, что из представленных ежегодных планов водоохранных мероприятий за период с 2004 года по настоящее время, утверждённых главой г.Новотроицка, прослеживаются намерения Администрации муниципального образования за счёт средств местного бюджета разработать проект зоны санитарной охраны водозаборов.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимых финансовых средств для устранения указанных нарушений, обстоятельством, имеющим значение для разрешения дела, не являются, ввиду чего, данные доводы жалобы удовлетворению не подлежат.
То обстоятельство, что договором аренды ООО "УКХ" обязалось соблюдать отраслевые правила и нормы, действующие в сфере деятельности арендатора и в отношении арендуемого им имущества, не свидетельствует об ответственности указанного ответчика за нарушения, прямо не оговоренные данным договором.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы в указанной части также являются несостоятельными.
С учётом изложенного, решение суда об удовлетворении иска прокурора в отношении Администрации МО "г.Новотроицк" Оренбургской области в полном объёме соответствует действующему законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 17 февраля 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "г.Новотроицк" Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.