Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Коваленко А.И., Малкова А.И.,
при секретаре Ерш Е.Н.,
с участием прокурора Омельченко Л.В.,
рассмотрев 19 января 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Северного округа г.Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 октября 2010 года по гражданскому делу по иску прокурора Промышленного района г.Оренбурга в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г.Оренбурга и Администрации Северного округа г.Оренбурга о признании бездействия незаконным, ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления,
заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя Администрации Северного округа г.Оренбурга Погорелова Д.В., поддержавшего кассационную жалобу, прокурора Омельченко Л.В., просившую решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г.Оренбурга обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением к Администрации г.Оренбурга и Администрации Северного округа г.Оренбурга о признании незаконным бездействие и о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки в районе г.Маяк на территории Промышленного района г.Оренбурга путём очистки территории с рекультивацией земельного участка.
В обоснование своих требований прокурор указал, что ответчиками допускаются нарушения санитарно-эпидемиологических и экологических норм при содержании и эксплуатации карьера, расположенного в районе горы Маяк на территории Промышленного района г.Оренбурга. Так, производится сбор и вывоз отходов производства и потребления на земельный участок, расположенный на окраине населенного пункта, то есть допускается несанкционированное складирование отходов, не осуществляется должный контроль за соблюдением требований законодательства. Считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении конституционных прав граждан, проживающих на территории г.Оренбурга, на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ. Размещение и эксплуатация свалки негативно влияет на состояние атмосферного воздуха, почвы, подземных вод.
В ходе судебного разбирательства прокурор неоднократно уточнял свои исковые требования и окончательно просил признать незаконным бездействие Администрации Северного округа г.Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки в районе горы Маяк на территории Промышленного района г.Оренбурга; признать незаконным бездействие Администрации г.Оренбурга в части неосуществления организации исполнения возложенных обязанностей на Администрацию Северного округа г.Оренбурга по ликвидации несанкционированной свалки на территории округа; обязать Администрацию Северного округа г.Оренбурга ликвидировать несанкционированную свалку путём сбора, вывоза и утилизации отходов; обязать Администрацию г.Оренбурга организовать исполнение возложенных обязанностей на Администрацию Северного округа г.Оренбурга по ликвидации несанкционированной свалки на территории округа.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования с учётом уточнений поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель Администрации г.Оренбурга и Администрации Северного округа г.Оренбурга Погорелов Д.В., действующий на основании доверенностей от 4 августа 2010 года N 119 и от 11 января 2010 года N 3-6-01-08-1, иск не признал.
Решением суда от 12 октября 2010 года иск прокурора удовлетворён. Признано незаконным бездействие Администрации Северного округа г.Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки в районе горы Маяк на территории Промышленного района г.Оренбурга. Признано незаконным бездействие Администрации г.Оренбурга в части неосуществления организации исполнения возложенных на Администрацию Северного округа г.Оренбурга обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки на территории округа. Администрация Северного округа г. Оренбурга обязана ликвидировать несанкционированную свалку путём сбора, вывоза и утилизации отходов. Администрация г.Оренбург обязана организовать исполнение возложенных на Администрацию Северного округа г.Оренбурга обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки на территории округа в районе горы Маяк.
С таким решением суда не согласна Администрация Северного округа г.Оренбурга, которая в своей кассационной жалобе просит его отменить, полагая, что судом при рассмотрении дела нарушены нормы материального и процессуального права.
Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными дляокружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается также сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды,естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно п.п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 3 ст. 7 ФЗ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" квопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п.п. 1, 16.3 Положения "Об администрации округа города Оренбурга" - приложения к решению Оренбургского городского Совета от 17 октября 2006 года N 126, в соответствии с Уставом г.Оренбурга в структуру администрации г.Оренбурга входит в том числе Администрация Северного округа, которая осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, в том числе организует проведение на территории округа мероприятий по охране окружающей среды в пределах выделенных средств.
Доводы кассационной жалобы Администрации Северного округа г.Оренбурга о том, что действующим законодательством на них не возлагается обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов, основаны на неверном толковании норм материального права.
Ввиду изложенного также являются несостоятельными доводы кассационной жалобы Администрации Северного округа г.Оренбурга о том, что она не полномочна осуществлять контроль, надзор за соблюдением законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления, а также привлекать виновных лиц к ответственности.
Судом на основании сообщения директора Государственной инспекции по охране окружающей среды Оренбургской области А. от 18 мая 2010 года N 05-632 установлено, что на территории бывшего карьера г. Маяк обнаружены места несанкционированного складирования твёрдых бытовых отходов (картонные коробки, промасленная ветошь, пищевые отходы, сухие ветки деревьев и т.д.). Общая площадь захламленной территории составляет около 2 га. Данная территория находится в ведении Администрации Северного округа г.Оренбурга.
Установлено также, что несмотря на принятые в 2008-2010 годах меры свалка в районе г.Маяк полностью не ликвидирована, в связи чем решение суда о признании незаконными бездействия ответчиков и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений соответствует закону.
Доводы кассационной жалобы Администрации Северного округа г.Оренбурга о том, что земельный участок, на котором в настоящее время располагается указанная несанкционированная свалка, 21 апреля 1977 года передан в бессрочное пользование Оренбургскому заводу силикатных стеновых материалов "Оренбургстойматериалы", не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку типовой акт от 21 апреля 1997 года, на который ссылается кассатор, не индивидуализирует переданный земельный участок, к акту не прилагается сам договор предоставления в бессрочное пользование, из акта не следует, что он действует до настоящего времени, и что до сих пор существует Оренбургский завод силикатных стеновых материалов "Оренбургстойматериалы".
Также не могут являться основанием для отмены правильного решения суда доводы кассационной жалобы Администрации Северного округа г.Оренбурга о том, что несанкционированная свалка промышленных и бытовых отходов возникла в следствии виновного поведения других лиц, поскольку указанные обстоятельства не имеют юридического значения для разрешения дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 12 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Северного округа г.Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.