Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Капустиной Н.И.,
Булгаковой М.В.,
при секретаре Баловневой О.А.,
рассмотрела 16 марта 2011 года в городе Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Капустиной Н.И. гражданское дело по кассационной жалобе истца Кисловой Г.Г. на решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 13 января 2011 года по иску Кисловой Г.Г. к Министерству социального развития Оренбургской области, Управлению социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области, администрации Сорочинского района Оренбургской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Капустиной Н.И., проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кислова Г.Г. обратилась в Сорочинский районный суд с указанным выше иском к Министерству социального развития Оренбургской области и Управлению социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области, ссылаясь на следующие обстоятельства. Она работала в должности "данные изъяты" в администрации Сорочинского района. С 01.08.2006 года освобождена от занимаемой должности в связи с выходом на пенсию. На основании закона Оренбургской области от 27.11.1996 года "Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области" ей была назначена и выплачивалась доплата к пенсии. 30.04.2010 года в названный закон были внесены изменения, в связи с чем с 01.05.2010 года ей должен бы произведен перерасчет доплаты к пенсии. Однако, доплата в размере 1841 руб. 02 коп. была назначена ей только с сентября 2010 года.
Задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за четыре месяца составляет 7364 рубля 08 копеек.
Просила взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области в свою пользу единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере 7 364 рубля 08 копеек, с Управления социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В качестве соответчика суд привлек к участию в деле Администрацию Сорочинского района.
Суд постановил оспариваемое решение. В кассационной жалобе Кислова Г.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
При рассмотрении дела установлено, что Кислова Г.Г. замещала должность муниципальной службы - "данные изъяты" в администрации Сорочинского района. С 01.08.2006 года она уволилась с работы в связи с выходом на пенсию по старости.
На основании Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года "Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области" администрацией Сорочинского района Кисловой Г.Г. со 02.08.2006 года была установлена доплата к государственной пенсии в размере 4210,42 руб., исходя из месячного денежного содержания 9810,42 руб. х 75% (стаж муниципальной службы ) - 3147,40 (трудовая пенсия).
В соответствии с Законом Оренбургской области от 29.06.2006 года, которым были внесены изменения в названный выше закон, размер доплаты был пересчитан с 9.08.2006 года и установлена ежемесячная доплата в размере 2441,60 рублей, исходя из должностного оклада 3600 рублей, районного коэффициента к должностному окладу (15%) - 540 рублей, коэффициента ограничения денежного содержания, из которого исчисляется доплата к трудовой пенсии - 1.8, стажа муниципальной службы (75%).
На основании распоряжения администрации Сорочинского района от 07.04.2008 года N14-лс "О перерасчете доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим" произведен перерасчет размера пенсии, исходя из должностного оклада 4140,00 руб. и установлен размер доплаты в сумме 2061,31 руб.
Размер доплаты неоднократно изменялся (уменьшался) в связи с увеличением размера трудовой пенсии. С 01.12.2009 года выплата доплаты прекращена на основании абз. 2 ст. 12 Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года "Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области", так как размер трудовой пенсии по старости (6446,81 руб.) превысил размер месячного денежного содержания, из которого исчислена пенсия за выслугу лет.
30.04.2010 года в Закон Оренбургской области от 27.11.1996 года внесены изменения, согласно которым, коэффициент денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, увеличен до 2.8, из указанного закона исключена норма о том, что положения закона распространяются на муниципальных служащих.
Решением Совета депутатов муниципального образования Сорочинский район от 31.08.2010 года утверждено Положение об установлении пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области.
Пунктом 5.7 указанного Положения предусмотрено, что размеры пенсий за выслугу лет муниципальным служащим, исчисленные из денежного содержания с учетом ограничения 1,8 должностного оклада с районным коэффициентом, подлежат перерасчету со дня вступления в силу названного решения. При этом размер среднемесячного заработка муниципальных служащих, из которого производится перерасчет пенсии за выслугу лет, не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом районного коэффициента.
Пунктом 4.1 названного Положения установлено, что порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии муниципальных служащих, устанавливается Постановлением администрации Сорочинского района.
Постановлением администрации Сорочинского района N617-р от 23.09.2010 года утверждены Правила определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области.
На основании указанных выше Положения и Правил истице с 01.09.2010 года выплачивается доплата к государственной пенсии в сумме 1841,02 руб., исходя из должностного оклада 3600 рублей, районного коэффициента к должностному окладу (15%) - 540 рублей, коэффициента ограничения денежного содержания из которого исчисляется доплата к трудовой пенсии - 2.8, стажа муниципальной службы (75%).
Постановляя оспариваемое решение, суд исходил из того, что с мая 2010 года положения Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года о пенсионном обеспечении не распространяется на лиц, замещавших выборные муниципальные должности муниципальной службы в Оренбургской области, а нормативными актами муниципального образования Сорочинский район установлен порядок дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области только с 01.09.2010 года, поэтому за период с мая по август 2010 года истица не имеет право на получение какой-либо доплаты к пенсии.
С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно правовых позиций, сформулированных в постановлении Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года N 8-П, в определении от 03.04.2007 года N332-О-П, законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплат к установленным государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации. Однако это не означает, при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий.
При внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Указанные правовые позиции, соответственно, должны применяться и при правовом регулировании аналогичных вопросов на уровне муниципальных образований.
Федеральным законом от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст. 24).
Законом Оренбургской области N 1611\339-IV-ОЗ от 10.10.2007 года (ст. 24) установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Оренбургской области.
Названные законы не предусматривают прекращение выплаты, назначенной доплаты к государственной пенсии за выслугу лет в связи с введением органом местного самоуправления собственного правового регулирования порядка назначения и выплаты доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы.
Поскольку право на перерасчет доплаты к государственной пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, предусмотренных Положением об установлении пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области, возникло у Кисловой Г.Г. только с 01.09.2010 года, следовательно, до этого времени в силу положений ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ и ст. 24 Закона Оренбургской области N 1611\339-IV-ОЗ от 10.10.2007 года расчет доплаты должен производиться на условиях и в порядке, установленном для государственных гражданских служащих области Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года с изменениями, внесенными в него Законом от 30.04.2010 года).
Учитывая, что при рассмотрении дела судом не применен закон, подлежащий применению, решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.
Поскольку в материалах дела имеются противоречивые сведения о размере должностного оклада Кисловой Г.Г., суду, при новом рассмотрении дела, необходимо выяснить размер должностного оклада истицы, а также Порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии государственных гражданских служащих, действовавший в спорный период и в зависимости от установленных фактов определить размер доплаты к государственной пенсии, подлежащей выплате Кисловой Г.Г. за период с мая по август 2010 года.
Кроме того, суду следует уточнить у истца основания, по которым исковые требования о взыскании невыплаченной суммы пенсии предъявлены к Министерству социального развития Оренбургской области, поскольку расходы по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы осуществляются Управлением социальной защиты населения за счет средств муниципального образования.
Решение суда в части отказа в удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда является правильным. В силу п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающим имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Действующим законодательством не предусмотрена компенсация морального вреда за незаконный отказ в выплате пенсии либо доплаты к пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 13 января 2011 года в части отказа Кисловой Г.Г. в иске о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет отменить, и направить дело в этой части на новое рассмотрение в тот же суд.
Это же решение суда в части отказа Кисловой Г.Г. в иске о взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, а кассационную жалобу Кисловой Г.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.