Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Хакимовой О.В., Кужабаева М.Д.,
при секретаре Ефимовой Ю.Г.,
с участием прокурора Толмач А.В.,
рассмотрев 3 августа 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г.Оренбурга на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 1 июня 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора г.Оренбурга к Администрации г.Оренбурга о признании бездействия незаконным,
заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя Администрации г.Оренбурга Сумкина А.А., просившего решение суда отменить, представителей ОАО "МРСК Волги" Жабину А.Н. и ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" Белоус О.В., просивших в удовлетворении кассационной жалобы отказать, прокурора Толмач А.В., просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Оренбурга в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации г.Оренбурга, выразившееся в необеспечении достаточной организации освещения на улицах Гребенникова, Энгельса, Забайкальская, Кирова, Революционная, Октябрьская, Красноармейская, Краснознаменная, Карла Маркса, Тургенева, Калинина, Щеглова, Максима Горького, Волобоева, Петренко, Дронова, Леваневского, Краснофлотская, Воровского, Федоринова, Ленина, Липова, Строителей, Дзержинского, Мира, Чкалова, Советской села Краснохолм Дзержинского района г.Оренбурга и обязать Администрацию г.Оренбурга организовать освещение на перечисленных улицах села Краснохолм в соответствии с действующим СНиПом 23-0595 "Естественное и уличное освещение" и ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к безопасности дорожного движения", принятого Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221.
В обоснование своих требований прокурор указал, что на улицах села Краснохолм уличное освещение организовано ненадлежащим образом. Так, на указанных улицах работает один - два фонаря уличного освещения, расстояние между которыми составляет 400 м, что является недостаточным для обеспечения освещения в соответствии со СниП РФ 23-3-95 "Естественное искусственное освещение", утвержденного постановлением Минстроя РФ 2 августа 1995 года N 18-78. Доля работающих светильников составляет менее 10 % общего числа, что является грубым нарушением п. 4.6.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к безопасности дорожного движения".
В связи с чем, полагает, что Администрацией г.Оренбург ненадлежащим образом исполняются требования Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Оренбургской области "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", Устава города Оренбурга, а также требования Правил содержания и благоустройства города Оренбурга, утверждённых постановлением Оренбургского городского Совета от 28 февраля 2006 года N 16.
Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения нарушает право граждан на охрану здоровья, закрепленное в статье 41 Конституции РФ и в статье 17 Основ законодательства РФ охране здоровья граждан N 5487-1 от 22 июля 1993 года.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление капитального строительства дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОАО "МРСК Волги" - "Оренбургэнерго", Администрация с.Краснохолм Дзержинского района г.Оренбурга, ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть".
В судебном заседании участвующий в деле прокурор просил заявление удовлетворить.
Представитель Администрации г.Оренбург" Погорелов Д.В., действующий на основании доверенности от 25 марта 2011 года N 51, требования прокурора не признал.
Представители ОАО "МРСК Волги" Жабина А.Н., действующая на основании доверенности от 30 августа 2010 года N Д/10-479, ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть" Смолянова Н.Г., действующая на основании доверенности от 28 января 2011 года N 08/235, не возражали против удовлетворения заявления прокурора.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 1 июня 2011 года иск прокурора удовлетворён. Признано незаконным бездействие Администрации г.Оренбург, выразившееся в недостаточной организации уличного освещения на улицах Гребенникова, Энгельса, Забайкальская, Кирова, Революционная, Октябрьская, Красноармейская, Краснознаменная, Карла Маркса, Тургенева, Калинина, Щеглова, Максима Горького, Волобоева, Петренко, Дронова, Леваневского, Краснофлотская, Воровского, Федоринова, Ленина, Липова, Строителей, Дзержинского, Мира, Чкалова, Советской с.Краснохолм Дзержинского района г.Оренбурга. Этим же решением суда на Администрацию г.Оренбурга возложена обязанность организовать уличное освещение на перечисленных улицах с.Краснохолм Дзержинского района г.Оренбурга в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принятому постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221).
С таким решением суда Администрация г.Оренбурга не согласна и в кассационной жалобе просит его отменить, полагая, что судом при рассмотрении дела нарушены нормы материального и процессуального права.
Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно п.п. 25, 27 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа, организация освещения улиц.
Организация освещения улиц также отнесена к вопросам местного значения муниципальных образований и пунктом 21 ст.4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области".
В соответствии со ст.ст. 2, 3 Устава города Оренбурга муниципальное образование "город Оренбург" наделено статусом городского округа. В состав территории муниципального образования включена территория села Краснохолм.
Согласно п.п. 25, 27 ч. 2 ст. 9 Устава города Оренбурга к вопросам местного значения, относящимся к ведению города Оренбурга, отнесены: организация благоустройства территории города, а также организация освещения улиц.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", СНиП 2.07.01-89 "Планировка и застройка городских и сельских поселений" в городах и поселках городского типа на улицах для движения пешеходов должны быть оборудованы тротуары и пешеходные дорожки с искусственным освещением в вечерние и ночное время.
Согласно п. 15.1 Правил содержания и благоустройства города Оренбурга, утвержденных постановлением Оренбургского городского Совета от 5 февраля 2006 года N 16, контроль за содержанием и благоустройством территории города Оренбурга возлагается на органы местного самоуправления.
Согласно п. 1.5.8 указанных Правил содержания и благоустройства города Оренбурга, к объектам внешнего благоустройства относятся устройства наружного освещения и подсветки.
В силу п. 4.6.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утверждённого постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Судом на основании акта проверки от 20 мая 2011 года, проведенной прокуратурой г.Оренбурга совместно с главой села Краснохолм, установлено, что в указанном населенном пункте на ул. Гребенникова имеется 12 опор освещения, 4 из которых с работающими фонарями, 19 - с неработающими; на ул. Энгельса имеется 19 опор освещения, 3 из которых с работающими фонарями, 9 - с неработающими; на ул. Забайкальской имеется 15 опор освещения, 6 из которых с работающими фонарями, 9 - с неработающими; на ул. Кирова имеется 26 опор освещения, 6 из которых с работающими фонарями, 20 - с неработающими; на ул. Революционной имеется 35 опор освещения, 8 из которых с работающими фонарями, 27 - с неработающими; на ул. Октябрьской имеется 49 опор освещения, 8 из которых с работающими фонарями, 41 - с неработающими; на ул. Красноармейской имеется 26 опор освещения, 4 из которых с работающими фонарями, 22 - с неработающими; на ул. Краснознаменной имеется 26 опор освещения, 3 из которых с работающими фонарями, 23 - с неработающими; на ул. Карла Маркса имеется 19 опор освещения, 2 из которых с работающими фонарями, 17 - с неработающими; на ул. Тургенева имеется 23 опор освещения, 5 из которых с работающими фонарями, 18 - с неработающими; на ул. Калинина имеется 10 опор освещения, 3 из которых с работающими фонарями, 7 - с неработающими; на ул. Щеглова имеется 16 опор освещения, 7 из которых с работающими фонарями, 9 - с неработающими; на ул. Максима Горького имеется 24 опор освещения, 6 из которых с работающими фонарями, 18 - с неработающими; на ул. Липовой имеется 16 опор освещения, 1 из которых с работающими фонарями, 15 - с неработающими; на ул. Строителей имеется 14 опор освещения, 0 из которых с работающими фонарями, 14 - с неработающими; на ул. Дзержинского имеется 30 опор освещения, 7 из которых с работающими фонарями, 23 - с неработающими; на ул. Мира имеется 10 опор освещения, 3 из которых с работающими фонарями, 7 - с неработающими; на ул. Чкалова имеется 17 опор освещения, 3 из которых с работающими фонарями, 14 - с неработающими; на ул. Советской имеется 42 опор освещения, 14 из которых с работающими фонарями, 28 - с неработающими.
Доводы кассационной жалобы Администрации г.Оренбурга о том, что имеющиеся в деле акты проверки освещённости перечисленных улиц не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства недостаточной организации уличного освещения в указанном населённом пункте установлены судом на основании акта от 20 мая 2011 года, который как верно указано судом, является надлежащим доказательством по делу.
Доводы кассационной жалобы о том, что о проведении данной проверки Администрация г.Оренбурга не извещалась, её представители при проведении проверки не участвовали, и что главе села Краснохолм П. доверенность на участие в проверке не выдавалась, являются необоснованными, поскольку согласно распоряжения Главы г.Оренбурга от ... П. назначени на должность главы с.Краснохолм Дзержинского района г.Оренбурга. При проведении проверки 20 мая 2011 года П. являлся должностным лицом Администрации г.Оренбург и представлял её интересы на территории села Краснохолм.
Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы о том, что истцом в подтверждении своих доводов не представлены протоколы инструментальных измерений искусственной освещённости дорог с.Краснохолм в ночное время, и что в основу решения судом положен акт проверки, проведённой в дневное время, поскольку освещённость улиц можно проверить иным методом, в частности, установлением количества работающих осветительных приборов и расстояния между ними.
Кроме того, при отсутствии осветительных приборов, метод инструментальных измерений искусственной освещённости дорог посредством люксометра, применяться не может.
Поскольку количество действующих осветительных приборов на улицах села Краснохолм составляет менее 95% от общего числа, то являются верными выводы суда о том, что Администрацией г.Оренбурга не обеспечено надлежащее освещение улиц данного населенного пункта.
Доводы кассационной жалобы Администрации г.Оренбурга о том, что в соответствии с п. 4.6.4 ГОСТ 50597-93 допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время, в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч, поскольку недостаточное освещение улиц села Краснохолм вызвано не с отключением освещения в ночное время, а с отсутствием осветительных приборов.
Также не подлежат удовлетворению доводы кассационной жалобы о том, что прокурор необоснованно сослался на Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года N 6, поскольку суд первой инстанции при постановлении решения ими не руководствовался и не возлагал на ответчика обязанность организовать уличное освещение согласно этим Правилам.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом не установлено количество фонарей, необходимых для освещения улиц, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку данное обстоятельство не является существенным для разрешения дела.
С учётом изложенного оснований для отмены решение суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 1 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г.Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.