Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Жуковой Н.В., Кисловой Е.А.,
при секретаре Воронковой О.В.,
с участием прокурора Устабаева Е.Т.,
рассмотрев 14 сентября 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Гайский горно-обогатительный комбинат" на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 3 августа 2011 года по гражданскому делу по иску Гайского межрайонного прокурора Оренбургской области к ОАО "Гайский горно-обогатительный комбинат" о признании незаконным бездействия по трудоустройству инвалидов согласно установленных квот,
заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав пояснения представителя ОАО "Гайский ГОК" Шафееву Н.А., просившую решение суда отменить, прокурора Устабаева Е.Т., просившего в удовлетворении кассационной жалобы отказать, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Гайский межрайонный прокурор Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОАО "Гайский ГОК", указывая, что в соответствии со ст.13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установленные квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ст.20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. В статье 21 данного Федерального закона установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со статьями 5, 6 Закона Оренбургской области от 20 октября 2004 года N 1526/257-III-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Оренбургской области" размер квоты для организаций численностью свыше 100 человек составляет 4 процента. В счет установленной квоты работодатели трудоустраивают граждан, для которых квотируются рабочие места, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников. При этом работодатели имеют право в счет установленной квоты арендовать рабочие места на других предприятиях.
По состоянию на 1 июня 2011 года в ОАО "Гайский ГОК" работают 6018 человек, соответственно на предприятии должно быть трудоустроено 120 инвалидов. Однако в нарушение закона в ОАО "Гайский ГОК" в счет квоты трудоустроены только 38 работающих инвалидов.
ОАО "Гайский ГОК" не принимает меры в счет установленной квоты по арендованию рабочих мест на других предприятиях, что создает препятствия для осуществления прав инвалидов.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Пишпанов Т.И. просил заявление удовлетворить, представитель ответчика Шафеева Н.А. с иском не согласилась.
Решением суда иск прокурора удовлетворен и ОАО "Гайский ГОК" обязано арендовать рабочие места для инвалидов на других предприятиях в счет установленной квоты в срок до 1 сентября 2011 года.
С таким решением суда не согласно ОАО "Гайский ГОК", в кассационной жалобе которого поставлен вопрос о его отмене, как постановленного в нарушение закона.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение на основании следующего.
Согласно ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст.13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 11 июля 2011 года), ст.ст. 20-21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" действительно государство обязано обеспечивать дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), устанавливать квоты для приема на работу инвалидов. Инвалидам должны предоставляться гарантии трудовой занятости путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Вместе с тем действующее законодательство не содержит нормы, в соответствии с которой предприятие обязано арендовать рабочие места для инвалидов на других предприятиях в счет установленной квоты.
В пункте 3.2 постановления Минтруда РФ от 6 февраля 1995 года N 9 "Об утверждении Рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" указывалось, что в случае невозможности выделения или создания на своем предприятии рабочих мест для использования труда инвалидов или других категорий граждан в счет установленной для данной организации квоты работодатели вправе для этой цели арендовать рабочие места или произвести соответствующее перечисление в местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в других организациях.
Однако, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 29 декабря 2000 года N 95 вышеуказанное постановление Минтруда РФ от 6 февраля 1995 года N 9 признано утратившим силу.
Суд, постановляя решение по делу, которым ОАО "Гайский ГОК" обязано арендовать рабочие места для инвалидов на других предприятиях, данное обстоятельство не принял во внимание. Также в решении суда не приведена норма, на основании которой возможно было бы обязать ответчика арендовать рабочие места в счет квотирования рабочих мест для инвалидов в других предприятиях.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, в соответствии с требованиями действующего законодательства проверить доводы прокурора и возражения ответчика и разрешить спор в соответствии с законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гайского городского суда Оренбургской области от 3 августа 2011 года отменить и дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.