Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Баловневой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу "---" М,С.М. на решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 августа 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Селиванова В.С.,
УСТАНОВИЛ:
в связи с обращением депутата законодательного Собрания Оренбургской области И.С.И. и требованием Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области 01 июня 2011 года проведена внеплановая проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении администрации муниципального образования "---" Оренбургской области.
В ходе указанной проверки было установлено, что на "---"ом километре автодороги "---" (в районе поворота "---") находится свалка твердых бытовых отходов. Территория свалки не имеет ограждений или вала высотой не менее 2,0 м, шлагбаум на территории свалки отсутствует (п. 4.4 СП 2.1.7.1038-01); осмотр территории санитарно-защитной зоны свалки и прилегающих земель к подъездной дороги 1 раз в 10 дней не производится, в случае загрязнения не обеспечивается тщательная уборка (п. 5 СП 2.1.7.1038-01); переносные сетчатые ограждения отсутствуют, в результате чего легкие фракции мусора разлетаются в радиусе 100 м от свалки, что приводит к загрязнению прилегающей территории (п. 5.3 СП 2.1.7.1038-01); программа производственного контроля за соблюдением санитарного законодательства не разработана, производственный контроль за соблюдением воздушной среды, состоянием почвы в зоне влияния свалки ТБО не ведется. Данные производственного контроля за 2008 - 2010 годы отсутствует (п. 6 СП 2.1.7.1038-01, СП 1.1.1058-01).
Кроме того, выявлено, что согласно представленной схеме расположения свалки ТБО и осмотра территории указанная свалка сдвинута в сторону населенного пункта с. им. "---", т.е. фактические границы свалки выходят за отведенные, в результате чего не выдерживается санитарно - защитная зона 500 м (СП 2.1.7.1038-01).
По данному нарушению в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования "---" Оренбургской области Селиванова В.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренномст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 14 июня 2011 года N "---" Селиванов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере "---" рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Селивановым В.С. была подана соответствующая жалоба в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 августа 2011 года постановление "---" Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 14 июня 2011 года N "---" отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо просит об отмене решения судьи и вынесении нового решения, которым оставить без изменения постановление "---" Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 14 июня 2011 года N "---".
В возражениях Селиванов В.С. полагает решение судьи районного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя административного органа Г.А.А.., поддержавшего доводы жалобы, объяснения защитника Селиванова В.С. - Колдаева Р.Ю., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Согласност. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указаннойстатьей, составляют действия или бездействие, в том числе и должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Положениямич. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласноп. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением главы администрации "---" Оренбургской области от 30 января 2004 года N "---" под размещение свалки бытовых отходов выделен земельный участок площадью "---" га, расположенный в "---" части муниципального образования "---". Соответствующими службами были даны положительные заключения по размещению свалки. Постановлением администрации муниципального образования "---" Оренбургской области от 05 мая 2011 "---" утвержден проект границ и сформирован земельный участок площадью "---" га под размещение данной свалки бытовых отходов.
Организация свалки ТБО в установленном законом порядке надлежащим образом не оформлена. Между тем, администрация поселкового сельского совета допустила эксплуатацию данной свалки жителями поселка, следовательно, администрация "---" обязана проводить мониторинг состояния окружающей среды вокруг данного объекта, установить шлагбаум и ограждение, обозначив на местности границы участка свалки.
Исходя из смысла ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
"---" на своей территории складировал и хранил отходы, факт образования которых в результате жизнедеятельности поселка подтвержден материалами дела.
Действия Главы муниципального образования правомерно отнесены должностным лицом к накоплению отходов, что относится к вопросу местного значения поселения.
Прекращая производство по делу по мотиву невиновности, судья районного суда исходил из того, что устройство и содержание полигонов относится к вопросу муниципального района, в связи с чем, по мнению судьи, Селиванов В.С., как глава сельского поселения, не может нести ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросу муниципального района.
Между тем, из объема предъявленного Селиванову В.С. обвинения не следует, что Селиванову В.С. вменяется утилизация (захоронение) или переработка накопленных на свалке твердых бытовых отходов.
Данное обстоятельство свидетельствует о неправильном применении судьей районного суда нормы материального права.
В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи и вынесении нового решения, которым оставить без изменения постановление должностного лица.
Вместе с тем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке ст. 30.7 КоАП РФ постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
О каких-либо существенных нарушениях процессуальных требований, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, повлиявших на исход дела, в жалобе не говорится.
При таких обстоятельствах доводы жалобы "---" М,С.М. не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30 августа 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Селиванова В.С. оставить без изменения, а жалобу "---" М,С.М.. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда Каширская Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.