Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Жуковой Н.В., Федотовой Л.Б.,
при секретаре Ваулиной А.В.,,
с участием прокурора Омельченко Л.В.,
рассмотрела 21 декабря 2011 года в открытом судебном заседании кассационное представление участвующего деле прокурора Новосергиевского района Оренбургской области на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 24 октября 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования "Новосергиевский поссовет" Новосергиевского района Оренбургской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным.
Заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав прокурора Омельченко Л.В., просившую решение суда отменить, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействия Совета депутатов МО "Новосергиевский поссовет" Новосергиевского района Оренбургской области, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, в котором просил обязать Совет депутатов муниципального образования проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства антикоррупционную экспертизу принимаемых проектов нормативных правовых актов, с данной целью определить орган, ответственный за проведение такой экспертизы, и возложить обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на должностных лиц.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Советом депутатов МО "Новосергиевский поссовет" Новосергиевского района не исполняются требования статей 2 и 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" о проведении антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов. С момента вступления данного Федерального закона в законную силу антикоррупционная экспертиза ни по одному из проектов нормативных правовых актов не проводилась.
Кроме того, до настоящего времени представительным органом местного самоуправления не определён орган и должностное лицо, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, соответствующее положение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов не принято.
По мнению прокурора указанное нарушение федерального закона влечёт принятие правовых актов, которые могут создавать условия для коррупционных проявлений в различных сферах правоприменения, в том числе при прохождении муниципальной службы, при распоряжении муниципальным имуществом, в вопросах землепользования и застройки, и является грубым нарушением основных принципов противодействия коррупции, направленных на защиту прав и интересов граждан РФ, юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор просила заявление удовлетворить.
Представитель Совета депутатов МО "Новосергиевский поссовет" Новосергиевского района Оренбургской области Кулешов Н.И. требования прокурора не признал.
Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 24 октября 2011 года в удовлетворении заявления прокурору отказано.
С таким решением суда не согласен участвующий в деле прокурор Новосергиевского района Оренбургской области, в кассационном представлении которого поставлен вопрос о его отмене, как постановленного в нарушение закона.
Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009года N172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения такой антикоррупционной экспертизы.
В силу пп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Судом правильно указано, что проведение такой экспертизы закрепляется для всех органов власти, уполномоченных принимать нормативные правовые акты. Проведение экспертизы позволяет контролировать содержание нормативных правовых актов не только на стадии их подготовки (проекта), но и в период их действительного применения.
Судом установлено, что решением Совета депутатов Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области от 31 августа 2011 года N 13/2 р.С. утверждено Положение "О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов муниципального образования "Новосергиевский поссовет".
На основании пояснений представителя Совета депутатов МО "Новосергиевский поссовет" Новосергиевского района Оренбургской области Кулешова Н.И., данных в ходе судебного разбирательства, судом установлено, что контроль за исполнением указанного Положения возложен на него, как на специалиста по правовым вопросам администрации МО Новосергиевского поссовета.
Ввиду изложенного решение суда об отказе в иске прокурору к Совету депутатов МО "Новосергиевский поссовет" Новосергиевского района Оренбургской области о возложении на ответчика обязанности определить должностное лицо, ответственное за проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, соответствует закону, а доводы кассационного представления прокурора являются необоснованными.
В ходе рассмотрения дела суду не были представлены нормативные правовые акты или их проекты, антикоррупционная экспертиза по которым после принятия соответствующего Положения не проводилась. Представитель Совета депутатов МО "Новосергиевский сельсовет" Новосергиевского района Оренбургской области Кулешов Н.И. указал, что принятое представительным органом муниципального образования Положение исполняется, в связи с этим решением суда в удовлетворении иска отказано обоснованно.
Доводы кассационного представления о том, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов не проводится, не подтверждаются материалами дела и являются не состоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 24 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление участвующего деле прокурора Новосергиевского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.