Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Толстиковой М.А.,
судей Ивановой Т.В. и Сергеева В.А.
при секретаре Кирьяновой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 30 ноября 2011 г. дело по кассационной жалобе Министерства социального развития Пермского края на заочное решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 октября 2011г., которым на администрацию г. Перми возложена обязанность предоставить Ташмагомбетовой Е.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Перми; исполнение данной обязанности подлежит осуществлению за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на цели приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В удовлетворении оставшейся части исковых требований прокурору Мотовилихинского района г. Перми в интересах Ташмагомбетовой Е.А. отказано.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Толстиковой М.А., объяснения представителя Прокуратуры Пермского края-по доверенности Кузнецовой С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах Ташмагомбетовой Е.А обратился в суд с иском к администрации г. Перми, Правительству Пермского края, Министерству финансов Пермского края о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма жилой площадью не менее установленной нормы предоставления. Исковые требования мотивированы тем, что Ташмагомбетова Е.А., дата рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей: мать- Т. решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 22.02.2005г. лишена родительских прав, а затем умерла, сведения об отце отсутствуют. Ташмагомбетова Е.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, до настоящего времени жилье ей не представлено.
Определением суда от 18.97.2011г. к участию в деле в качестве 3-х лиц привлечено Управление жилищных отношений администрации г. Перми, Министерство социального развития ПК и Министерство ЖКХ ПК.
В судебное заседание Ташмагомбетова Е.А. не явилась.
Представители ответчиков и 3-х лиц также не явились, извещены.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Министерство социального развития Пермского края, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом материального закона. Не учтено, что Федеральный закон от 21.12.1996г N 159-ФЗ является специальным и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как особой категории социально незащищенных граждан. Следовательно, суд необоснованно при определении размера подлежащего предоставлению Ташмагомбетовой Е.А. жилого помещения применил положения Закона Пермского края N 255 - ПК от 14.07.2008г., площадь жилого помещения должна соответствовать установленной в г. Перми норме предоставления -15 кв.м.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы по правилам ч.1 ст. 347 ГПК РФ, не находит оснований к его отмене.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств, пояснениям сторон, письменным доказательствам судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 - ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.ст. 4,5 названного выше Федерального закона в редакции Федерального закона N 122 - ФЗ от 22.08.2004 года финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе, и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N 1939 - 419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Ташмагомбетова Е.А., дата рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей: мать- Т. решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 22.02.2005г. лишена родительских прав, впоследствии она умерла; сведения об отце отсутствуют. Постановлением администрации Мотовилихинского района г. Перми от 25.03.2005 N122 Ташмагомбетова Е.А. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, обладающее статусом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(л.д. 128). Доказательства того, что с момента постановки ее на учет изменились обстоятельства, в связи с чем Ташмагомбетова Е.А. приобрела жилье в собственность либо право пользования жилым помещением по договору социального найма либо по иным установленным законом основаниям, в ходе разрешения спора не представлены. На момент устройства Ташмагомбетовой Е.А. как оставшейся без попечения родителей, вопрос о сохранении за ней какого-либо жилого помещения органами по опеке и попечительству не разрешен(л.д. 19)
Установив вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Ташмагомбетова Е.А. отвечает всем критериям, при которых ей должно быть предоставлено жилое помещение. При этом суд правильно исходил из того, что жилое помещение должно быть предоставлено из расчета общей площади не менее 33 кв.м.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального закона, судебная коллегия находит несостоятельными, на правильность вывода суда данные доводы не влияют.
Вопрос о предоставлении жилых помещений на основании договоров социального найма отдельным категориям лиц урегулирован Законом Пермского края от 14.07.08 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" от 14.07.08 N 255-ПК. В перечень лиц, на которых распространено действие указанного закона, включены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (п.9 ст. 1 Закона).
В соответствии с п.З ст. 9 Закона помещения гражданам, перечисленным в ст.1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей, норма предоставления для одиноких лиц -33 кв.м. Каких-либо исключений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу о размере жилого предоставляемого помещения данная норма не предусматривает. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно исходил из указанного положения Закона.
Доводами кассационной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергнута. Иных доводов, влекущих отмену решения, кассационная жалоба ответчика не содержит. Другими лицами решение не обжаловано.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края на заочное решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 октября 2011г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.