Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Няшина В.А. судей Сергеева В.А., Лаврентьева В.Ю. при секретаре Роговой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 28 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации Чернушинского городского поселения на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 24 октября 2011 года, которым постановлено - Требования Прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить. Обязать Администрацию Чернушинского городского поселения организовать сбор жидких бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства для населения, проживающего в жилых домах N ****.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Няшина В.А., объяснения прокурора Левыкиной Л.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чернушинского района Пермского края в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности на Администрацию Чернушинского городского поселения о возложении обязанности организовать сбор жидких бытовых отходов для населения, проживающего в жилых домах N ****. Иск мотивирован тем, что Прокуратурой Чернушинского района проведена проверка по вопросу организации сбора и вывоза жидких бытовых отходов. По результатам проверки установлено следующее. 02.07 2011 года по жалобам жителей указанных жилых домов заведующим санитарно-эпидемиологическим отделением Южного филиала ФБУЗ " **" проведено санитарно-эпидемиологическое обследование территории жилого дома, дворовых уборных и дворовых помойниц по адресу: ****. По результатам обследования установление, что жилой дом N **** является двухквартирным, жилой дом N **** -2-этажный многоквартирный дом. Жилые дома с децентрализованным водоснабжением, не канализованы. На территории земельного участка **** установлена дворовая уборная и для сбора жидких отходов дворовая помоиница. Дворовая уборная и дворовая помоиница - общие и используются жильцами домов NN ****. Расстояние от дворовой уборной до жилого дома N 31-5 м. до жилого дома N 33 -8 м, расстояние от общего колодца -15 м. дворовая убрная выполнена в виде ямы, которая закрыта старыми досками, отсутствует наземная часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. 04.10.2011 г. прокуратурой района совместно с помощником главы Чернушинского городского поселения по ГО и ЧС Д. проведено обследование дворовой уборной и дворовой помойницы, расположенных на территории Чернушинского городского поселения около МКД N ****. Установлено, что во дворе указанного многоквартирного дома оборудована самодельная помоиница в виде ямы, закрытой досками, не отвечающая требованиям СанПиН 42-128-4690-88, не имеющая водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Кроме того, дворовая уборная не удалена от жилого здания на расстояние не менее 20 и от колодца на расстояние не менее 50 м. В соответствии с п.п. 2.3.1 - 2.3.5, СанПиН 42-128-4690-88.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Администрация Чернушинского городского поселения, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ).
Согласно ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления - Администрацией Чернушинского городского поселения не организован сбор жидких бытовых отходов на территории поселения, а именно домов 31 и 33 по ****, т.е. не предпринимаются все необходимые меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства на территории муниципального образования - Чернушинского городского поселения, данные обстоятельства так же подтверждаются представленной в материалах дела копией технического паспорта домовладения N **** ****, в котором отсутствует информация об имеющихся на прилегающей к дому территории дворовой помойницы и дворовой уборной.
Указанный вывод суда не основан на совокупности собранных по делу доказательств и нормах действующего законодательства.
При разрешении данного спора суду следовало исходить из того, что указанные выше жилые дома и земельные участки, на которых расположены дома, а также уборная и помойница, принадлежат гражданам на праве общей долевой собственности. В соответствии с договорами приватизации указанных жилых домов (п.5) и ст. 158 ЖК РФ обязанность по содержанию придомовой территории, общего имущества в доме, а также обязанность несения расходов по оплате необходимых коммунальных услуг, возлагается на собственников жилых помещений и земельных участков. Организация вывода отходов их собственной жизнедеятельности, в связи с отсутствием центральной канализации, возлагается на указанных лиц. Следовательно, оснований для возложения соответствующей обязанности на администрацию, у суда не имелось.
Указанные выше сооружения фактически представляют собой объекты, обслуживающие нужды всех собственников, следовательно, являются их общим имуществом. Обязанность по содержанию и обслуживанию общего имущества несут его собственники, а не органы местного самоуправления.
Поскольку управление указанными домами осуществляет специализированная организация - 000 " ***" - именно она и обязана решать технические вопросы, связанные с вывозом таких отходов. Ссылки представителя управляющей компании на дороговизну соответствующих услуг не имеет правового значения, поскольку это обстоятельство не является основанием для возложения на администрацию обязанностей, которые должны исполняться и оплачиваться собственниками.
Следует также отметить, что, судя по материалам дела, под сбором жидких бытовых отходов фактически понимается необходимость периодического откачивания и вывоза содержимого уборной, расположенной на придомовой территории, которой пользуются собственники домов и члены их семей. Вместе с тем, содержимое уборных (фекальные массы и т.п.), а также содержимое помойных ведер, которое выливается в помойницу, к категории бытовых отходов и мусора не относятся. Следовательно, положения указанных выше правовых норм к спорным правоотношениям не применимы и соответствующую обязанность для администрации они не устанавливают. При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
В удовлетворении заявленных требований следует отказать в связи с отсутствием законных оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 24 октября 2011 года отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.