Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.
судей Мальцевой М.Е. и Мелюхина А.В.
при секретаре Тупицыной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22.11.2011 года в г. Кудымкар Пермского края кассационную жалобу ответчика Межрайонного территориального управления N 2 Министерства социального развития Пермского края (далее по тексту - МТУ N 2 Минсоцразвития Пермского края) на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 14.10.2011 года, которым постановлено:
Обязать Межрайонное территориальное управление N2 Министерства социального развития Пермского края предоставить Филимонову Ю.Т. недоначисленную дополнительную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Пермской области "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж", за период с 01.01.10г. по 01.07.11г. в размере 1175 рублей.
Заслушав доклад судьи Мальцевой М.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филимонов Ю.Т. обратился в суд с иском к МТУ N2 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности по предоставлению дополнительной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Пермской области "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж" за период с 01.01.10г. по 01.07.11г. в размере 1175 рублей.
В судебном заседании истец Филимонов Ю.Т. пояснил, что является пенсионером, имеющим большой страховой стаж. До 01.01.10г. ему предоставлялась 50% льгота по оплате жилья и коммунальных услуг. После 01.01.10г. данная льгота была заменена на денежную компенсацию. Так как 50% его расходов на оплату жилья и коммунальных услуг превышали 417 рублей, он в ноябре-декабре 2009г. предоставил ответчику копии квитанции о своих затратах и оформил заявление о выплате дополнительной денежной компенсации. С 01.01.10г. ему стали оказывать меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 650 рублей. Позже в закон "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж" были внесены изменения, которыми было предусмотрено, что в случае если у одиноко проживающего пенсионера, имеющего большой страховой стаж, 50% фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают 650 рублей, ему производится доплата в размере 235 рублей. Данная доплата производится с 01.01.10г. В связи с чем он обратился к ответчику с устной просьбой производить доплату, так как 50% его фактических расходов на оплату жилого помещения превышают 650 рублей. Ответчик, сославшись на отсутствие указаний по выплате дополнительной ЕДК в размере 235 рублей, ему в этой выплате отказал. Летом этого года он узнал, что одиноко проживающие пенсионеры получают доплату в размере 235 рублей, поэтому он вновь обратился к ответчику и в июле 2011г. оформил письменное заявление и предоставил документы, подтверждающие его расходы на оплату жилья и коммунальных услуг. Ответчиком стала производиться выплата дополнительного ЕДК и с 01.07.11г. он получает меру социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг 885 рублей. Также ему была произведена доплата ЕДК за период с 01.01.10г. по 01.07.11г. в размере 3055 рублей, при этом не произведена доплата в размере 1175 рублей (по 235 рублей за 5 месяцев) в связи с тем, что его фактические расходы в эти периоды не превышали 650 рублей. Считает указанные действия ответчика незаконными, просит взыскать дополнительную ЕДК, как одиноко проживающий пенсионер, в размере 1175 рублей.
Представитель ответчика МТУ N 2 Минсоцразвития Пермского края м с иском не согласилась, указав, что до июля 2011г. истец к ним письменно с требованием выплаты дополнительной денежной компенсации не обращался. После поступления заявления ответчика и проверки его фактических расходов было принято решение о производстве ему выплаты ЕДК, как одиноко проживающему пенсионеру, об установлении ЕДК в размере 885 рублей. Также произведена доплата за период с 01.01.10г. по 01.07.11г в размере 3055 рублей. За апрель 2010г., август 2010г., октябрь 2010г., январь 2011г., июнь 2011г. доплата в размере 235 рублей не производилась, так как 50% фактических расходов истца было менее 650 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе ответчик МТУ N2 Министерства социального развития Пермского края с решением суда не согласно, просит его отменить. Считает, что Филимонову Ю.Т. предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством. С 01.01.2010г. по 30.06.2011г. произведена доплата в соответствии с п. 4.2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.09г N166-П, за те месяцы, в которых 50% среднего размера предъявленных расходов за предшествующий период превышают совокупный размер ежемесячной денежной компенсации, которая на 01.07.2011г. составляла 650 руб.
В возражениях на кассационную жалобу истец Филимонов Ю.Т. считает решение суда правильным, просит оставить его без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 2 Закона Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж" социальная поддержка пенсионеров, имеющих большой страховой стаж, предусматривает осуществление системы мер, включающей оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг.
Согласно п.3 ст.2 данного Закона меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 рублей.
В случае, если 50% от фактических расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают размер ежемесячной денежной компенсации, гражданину гарантируется установление дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме дополнительной ежемесячной денежной компенсации в размере 233 рублей. Совокупный размер ежемесячной денежной компенсации составляет 650 рублей.
Законом Пермской области от 07.06.2010 N 629-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края" пункт 3 ст.2 Закона Пермской области от 02.10.2000г. N1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж" был дополнен абзацами следующего содержания: "В случае, если у одиноко проживающего пенсионера, имеющего большой страховой стаж, 50% от фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают размер ежемесячных денежных компенсаций, установленных абзацами первым и третьим настоящего пункта (то есть превышает 650 рублей), ему гарантируется установление дополнительной ежемесячной денежной компенсации в размере 235 рублей. То есть совокупный размер ежемесячной денежной компенсации для указанной категории граждан составляет 885 рублей".
Согласно ст. 5 названного Закона, указанный закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
В соответствии с Законом Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж" меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.09г N166-П утвержден "Порядок предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Пермского края".
Согласно п.4 данного Порядка (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Пермского края от 09.07.2010 N 396-п) ежемесячная денежная компенсация устанавливается гражданам с 1 января 2010 года.
В соответствии с п.41 дополнительная ежемесячная денежная компенсация устанавливается: в случае если 50% от фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают размер ежемесячной денежной компенсации в сумме 417 рублей, устанавливается дополнительная ежемесячная денежная компенсация в размере 233 рублей. Совокупный размер ежемесячной денежной компенсации составит 650 рублей;в случае если у одиноко проживающего гражданина 50% от фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают совокупный размер ежемесячном денежной компенсации в сумме 650 рублей, ему устанавливается дополнительная ежемесячная денежная компенсация в размере 235 рублей. Совокупный размер ежемесячной денежной компенсации составит 885 рублей.
При этом фактические расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются как средний размер фактических расходов за 6 месяцев перед месяцем обращения.
В соответствии с п.4.12. дополнительная ежемесячная денежная компенсация за предшествующий месяцу обращения период производится:
в случае если 50% среднего размера предъявленных фактических расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за предшествующий период превышают размер выплаченной ежемесячной денежной компенсации или совокупный размер ежемесячной денежной компенсации, указанных в пункте 4 настоящего Порядка;
на основании документов о понесенных расходах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за весь предшествующий период;
не более чем за три года до месяца обращения за дополнительной ежемесячной денежной компенсацией, но не ранее 1 января 2010 года и не ранее месяца возникновения права на выплату ежемесячной денежной компенсации.
Согласно п. 4.3. порядок назначения дополнительной ежемесячной денежной компенсации устанавливается нормативным правовым актом Министерства социального развития Пермского края.
В соответствии с 2 Приказа Министерства социального развития Пермского края от 19.07.2010 N СЭД-33-01-01-206 "Об утверждении Порядка назначения дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Пермского края", для назначения дополнительной ежемесячной денежной компенсации граждане представляют в территориальные управления Министерства социального развития Пермского края документы, перечисленные в пункте 5 Порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24 марта 2009 года N 166-п, и заполняют заявление о выплате дополнительной ежемесячной денежной компенсации согласно приложению к настоящему Порядку.
Документы о начислении и оплате расходов за жилое помещение и коммунальные услуги представляются за весь период доплаты дополнительной ежемесячной денежной компенсации (за каждый месяц), но не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения.
Согласно п.6 Приказа в случае если по представленным документам 50% от фактических расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают размер ежемесячной денежной компенсации или совокупный размер ежемесячной денежной компенсации, выплаченных гражданину, производится доплата дополнительной ежемесячной денежной компенсации в размерах, установленных действующим законодательством, но не ранее чем с 1 января 2010 года и не ранее месяца возникновения права на выплату ежемесячной денежной компенсации.
Недоплаченные суммы дополнительной ежемесячной денежной компенсации перечисляются единой суммой в следующем месяце после обращения за перерасчетом.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требования Филимонова Ю.Т., суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что ответчиком неправомерно не начислена и не выплачена полагающаяся Филимонову Ю.Т., в силу Закона Пермской области "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж" дополнительная денежная компенсация как одиноко проживающему гражданину на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период, предшествующий месяцу его обращения за назначением указанной дополнительной выплаты. Это период с 01.01.10г. по 01.07.11г., за который размер невыплаченной суммы составил 1175 рублей.
Судом установлено, что истец, как пенсионер, имеющий большой страховой стаж обладает правом на получение в соответствии с Законом Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж" ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 рублей; дополнительной ежемесячной денежной компенсации в размере 233 рублей, а также с 01.01.2010г. дополнительной ежемесячной денежной компенсации в размере 235 рублей.
Совокупный размер ежемесячной денежной компенсации у него должен составлять 885 рублей и указанная компенсация ему обоснованно с июля 2011 года назначена.
За период же с 01.01.2010г. по 30.06.2011 года истцу предоставлялась ежемесячная денежная компенсация только в сумме 650 рублей.
Как установлено судом, 22.07.11г. Филимонов Ю.Т. обратился в МТУ N 2 Минсоцразвития Пермского края с заявлением о предоставлении дополнительной денежной компенсации, как одиноко проживающему пенсионеру, и предоставил документы, подтверждающие его фактические расходы.
В этот же день МТУ N2 Министерства социального развития Пермского края было принято решение о предоставлении истцу дополнительной денежной компенсации в размере 235 рублей, так как исчисленный средний размер его расходов за 6 предшествующих месяцев с учетом 50% скидки, превышал размер ежемесячных денежных компенсаций, установленных абзацами первым и третьим пункта 3 ст.2 Закона Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж" (650 рублей).
В июле 2011г. был сделан перерасчет ЕДК и истцу в августе 2011 г. была произведена доплата ежемесячных денежных компенсаций за период с 01.01.2010г. по 30.06.2011г. в размере 3055 рублей. За апрель 2010г., август 2010г., октябрь 2010г., январь 2011г., июнь 2011г. доплата в размере 235 рублей не предоставлена, поскольку, как считает ответчик, в эти месяцы 50% расходов истца не превышали 650 рублей.
Этот же довод ответчик приводит и в кассационной жалобе.
Судебная коллегия находит данный довод несостоятельным, а вывод суда первой инстанции о том, что МТУ N2 Министерства социального развития Пермского края неверно толкуются положения "Порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Пермского края", утв. Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.09г N166-П - правильным.
Данным Порядком определено, что для принятия решения о выплате гражданину дополнительной ЕДК в сумме 235 руб., необходимо установить факт превышения 50 % фактических расходов гражданина за предшествующий период размера ЕДК или совокупного размера ЕДК, у истца - 650 руб.
При этом предшествующий период - это 6 месяцев перед месяцем обращения. Фактические же расходы определяются как средний размер фактических расходов.
Как уже указывалось выше, 50% среднего размера расходов Филимонова за эти предшествующие 6 месяцев превышал 650 рублей
При установлении такого факта, ЕДК за предшествующий месяцу обращения период должен производится, согласно п.4. 2. Порядка, не более чем за три года до месяца обращения, не ранее 1 января 2010 года и не ранее месяца возникновения права на выплату ежемесячной денежной компенсации.
То есть право на получение дополнительной ЕДК у Филимонова возникло за весь предшествующий период с 1.01.1010 года по июль 2011 года. При этом ни в одном из вышеуказанных нормативных актов не предусмотрено, что за предшествующий период дополнительная ЕДК выплачивается выборочно только за месяцы, где 50 % расходов превышают размер ЕДК. А коль скоро нормативными актами это прямо не предусмотрено, факт превышения 50% среднего размера расходов на оплату ЖКУ за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначения ЕДК, должен безусловно влечь назначение этого дополнительного ЕДК за весь предшествующий период, но не более чем за три года, не ранее чес с 1.01.2010 года и не ранее момента возникновения права на выплату.
В связи с чем суд обоснованно удовлетворил требования Филимонова Ю.Т., обязав ответчика выплатить истцу дополнительную ЕДК за предшествующие 5 месяцев в сумме 1175 рублей.
Оснований для отмены состоявшегося по делу решения не имеется, нормы материального права судом первой инстанции истолкованы и применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 14.10.2011 года по гражданскому делу по исковому заявлению Филимонова Ю.Т. к Межрайонному территориальному управлению N2 Министерства социального развития Пермского края об обязании произвести начисление денежной компенсации оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.