Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Валуевой Л.Б. судей Ворониной Е.И., Петуховой Е.В., при секретаре Торсуковой Т.Ф.,
рассмотрев 23 ноября 2011 г. в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Пермского муниципального района Пермского края на решение Пермского районного суда Пермского края от 14 октября 2011 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Пермского района Пермского края удовлетворить. Возложить на администрацию Пермского муниципального района обязанность до 01.01.2012 г. обеспечить МДОУ "Кондратовский детский сад общеразвивающего типа **" денежными средствами для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда путем внесения вопроса на ближайшем заседании Земского Собрания Пермского муниципального района о внесении изменений в бюджет Пермского муниципального района.
Возложить на МДОУ "Кондратовский детский сад общеразвивающего типа **" обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда на выделенные денежные средства в течение года с момента вступления решения в законную силу."
Заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пермского района обратился в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к администрации Пермского муниципального района, МДОУ "Кондратовский детский сад общеразвивающего типа ** " о возложении на администрацию ПМР обеспечить образовательное учреждение денежными средствами на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до 01.01.2012 г., возложении обязанности на МДОУ "Кондратовский детский сад общеразвивающего типа **" в течение года с момента вступления решения в законную силу провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе администрация Пермского муниципального района просит отменить решение, указывая, что МДОУ "Кондратовский детский сад общеразвивающего типа **" за выделением денежных средств на эти цели в администрацию района не обращалось, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда является обязанностью образовательного учреждения как работодателя и осуществляется им за счет своих средств, в том числе за счет внебюджетных фондов, полномочий по осуществлению финансирования деятельности администрация ПМР осуществляет только в отношении муниципальных казенных учреждений.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
На основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н осуществляется в соответствии с данным Порядком.
Согласно пункту 1 указанного Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей -физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с настоящим Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты
В силу пункта 5 указанного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
В соответствии с ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано Российской Федерацией (государственное учреждение). Государственное учреждение может быть бюджетным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п.З ч.1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" финансирование муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселения, муниципальных районов.
На основании ст. 26 Федерального закона "О некоммерческих организациях" одним из источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов).
Согласно пунктам 1.1, 1.2,1.9, Устава МДОУ "Кондратовский детский сад общеразвивающего вида **" является муниципальным светским дошкольным некоммерческим образовательным учреждением, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, закреплённое за ней в оперативное управление, лицевые счета в органах казначейства, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, отвечать по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами.
В соответствии с пунктом 1.6 Устава МДОУ "Кондратовский детский сад общеразвивающего вида **" Администрация Муниципального образования "Пермский муниципальный район" является учредителем МДОУ "Кондратовский детский сад общеразвивающего вида **".
В силу пункта 9.1 Устава имущество МДОУ является муниципальной собственностью Пермского муниципального района и закреплено за ними на праве оперативного управления.
В соответствии с п.8.1 Устава деятельность МДОУ финансируется в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, при наличии лицензии.
В силу п.8.3 Устава финансовые средства МДОУ образуются: из бюджетных ассигнований; за счет внебюджетных средств; спонсорских средств; пожертвований физических и юридических лиц, в том числе иностранных, родительской платы; целевых взносов родителей, об уплате которых принято решение на общей собрании родителей; средств, вырученных от дополнительных платных образовательных и иных услуг; доходов, полученных от разрешенной МДОУ предпринимательской деятельности; иных средств, не противоречащих законодательству РФ, Уставу МДОУ.
В силу п.8.8. Устава доходы МДОУ, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов МДОУ, отражаются в доходах бюджета Пермского муниципального района и в бюджетном плане счетом МДОУ.
Судом первой инстанции были установлены следующие обстоятельства: 26.09.2011г. был издан приказ ** по МДОУ "Кондратовский детский сад общеразвивающего вида **" о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. После издания указанного приказа и до его издания аттестация рабочих мест в МДОУ "Кондратовский детский сад общеразвивающего вида **" не была проведена из-за отсутствия денежных средств, необходимых на данную процедуру.
Установив обстоятельства дела, суд со ссылкой на вышеприведенные правовые нормы пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Выводы суда являются обоснованными и мотивированными, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в соответствие со ст. 212 ТК РФ относится к обязанности работодателя.
Возлагая обязанность на МДОУ "Кондратовский детский сад общеразвивающего типа **" провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, суд первой инстанции обосновано учел организационно-правовую форму ответчика, подразумевающую особенности финансового обеспечения образовательного учреждения органом местного самоуправления, являвшегося его учредителем.
По совокупности нормативных положений ст. 120 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 26 ФЗ "О некоммерческих организациях", установленных фактов обращения Управления образования Пермского района к администрации района о выделении средств образовательным учреждениям для проведения аттестации рабочих мест суд первой инстанции возложил на данного ответчика субсидиарную ответственность путем возложения обязанности обращения в Земское собрание с вопросом о внесении соответствующих изменений в бюджет Пермского муниципального района.
Доказательств наличия у МДОУ "Кондратовский детский сад общеобразовательного типа **" достаточных средств для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в материалы дела представлено не было, в связи с чем доводы кассационной жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Правовых доводов, влекущих отмену решения суда по основаниям ст.ст. 362-364 ГПК РФ, кассационная жалоба не содержит. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 14 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Пермского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.