Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Киселевой Н.В.
Судей Абашевой Д.В, Нечаевой Н.А.
При секретаре Кармановой Ж.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 30 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 18 октября 2011 года, которым постановлено:
Обязать Администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить Сыщук А.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Перми, общей площадью не менее 33 кв.м.
В удовлетворении иска к Министерству финансов Пермского края прокурору отказать.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А, объяснения представителя прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор, действующий в интересах Сыщук А.Н., обратился в суд заявлением к Администрации г. Перми, Министерству финансов Пермского края, Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на Администрацию г. Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г.Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 33 кв.м. Указал, что Сыщук А.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать - С. лишена родительских прав, отец записан со слов матери. Постановлением Администрации г. Перми от 17.11.2006 N 5096 несовершеннолетняя Сыщук А.Н. устроена в семью патронатного воспитателя. Постановлением Администрации Мотовилихинского района г.Перми от 19.11.2003 N 1514 Сыщук А.Н. поставлена на жилищный учет под номером 183 по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно выписке из ЕГРП от 29.06.2011 г. Сыщук А.Н. не имеет жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности. Сыщук А.Н. временно зарегистрирована и проживает в комнате общежития по адресу: ****.
В судебном заседании представитель прокуратуры на требованиях настаивала.
Истец на иске настаивала.
Представитель Администрация г.Перми в суд не явился, извещался.
Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах Сыщук А.Н. не признала.
Представитель Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Правительство Пермского края просит решение суда отменить. Указало, что является неверным решение суда в части предоставления истцу жилого помещения не менее 33 кв.м., т.к. суд ссылался при разрешении данного спора на Закон Пермского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", а в данном случае жилое помещение Сыщук А.Н. должно быть предоставлено из муниципального жилищного фонда. Указанная в Законе Пермского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" норма представления площади жилого помещения 33кв.м. не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Данный расчет применяется для определения размера субсидий, предоставляемых муниципальным районам и городским округам из бюджета Пермского края на строительство, реконструкцию и приобретение жилых помещений. Полагает,что вступление решения суда в законную силу приведен к нецелевому расходованию краевых и федеральный средств.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным кассационной жалобе.
В соответствии с ч. 1. ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года).
На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 N 1939-419. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.З ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м -для одиноких граждан.
Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют
9) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом установлено, что Сыщук А.Н. родилась дата в ****, её родители - С1., С.. Сведения об отце записаны по указанию матери. С. заочным решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 16.09.2003 г. лишена родительских прав в отношении дочери А.
Решением Мотовилихинского райисполкома от 14.01.1992 N 496 Сыщук А. помещена в дом ребенка N 1, на основании постановления Главы Администрации Мотовилихинского района г. Перми от 13.08.1996 N 412 Сыщук А. переведена в детский дом N16.
Постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц Комитета по образованию и науке Администрации г.Перми от 17.11.2006 N 5096 определено: устроить несовершеннолетнюю воспитанницу муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Санаторный детский дом N **" г.Перми Сыщук А.Н. в семью патронатного воспитателя Г.; заключить договор об устройстве сроком на 1 год. Постановлением органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц Департамента образования Администрации г.Перми от 04.12.2007 N 5566 продлен срок действия договора от 17.11.2006 N 145 об устройстве несовершеннолетней Сыщук А.Н., оставшейся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя Г., на срок до 17.10.2009 г.
Сыщук А.Н. являлась воспитанницей ГКООУ "Санаторный детский дом N **" г.Перми и находилась на полном государственном обеспечении с 29.12.2006 по 01.11.2009 г.
Постановлением Главы Администрации Мотовилихинского района г.Перми от 19.11.2003 N 1514 Сыщук А.Н. поставлена на жилищный учет по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, учетный номер 183.
Сыщук А.Н. обучается в ФГОУ СПО " **" с 01.09.2008 г., форма обучения очная (дневная), срок окончания обучения 30.06.2012 г.
По сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС по Пермскому краю Сыщук А.Н. временно зарегистрирована в общежитии по адресу: ****, по месту пребывания с 15.09.2010 г. по 01.09.2011 г.
Согласно справке ГУП "ЦТИ Пермского края", уведомления Управления Росреестра по Пермскому краю сведения о правах Сыщук А.Н. на объекты недвижимого имущества в ЕГРПН отсутствуют; Сыщук А.Н. не имеет в г.Перми квартиры и жилья в частном доме.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд обоснованно исходил из того, что Сыщук А.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Суд верно указал о том, что жилое помещение должно предоставляться истцу Администрацией г. Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст.ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Сыщук А.Н., суд правомерно учел положения ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", из которой следует, что жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м -для одиноких граждан.
Поскольку исходя из положений статьи 5 Федерального закона N 159-ФЗ и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств бюджета Пермского края, следовательно, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а Администрация г. Перми, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений процессуального законодательства не допустил. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка.
Довод кассационной жалобы Правительства Пермского края о том, что суд сделал необоснованный вывод о необходимости предоставления Сыщук А.Н. жилого помещения общей площадью 33 кв.м., не является основанием к изменению решения суда. Действие п.З ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 225-ПК об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноких граждан 33 кв.м. распространяется также на детей -сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в силу ст. 1 указанного Закона. Поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицами из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. N 103, следовательно, суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 18 октября 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.