Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего А.В. Железчиковой
судей М.Е. Мальцевой, А.В. Мелюхина
при секретаре П.В. Тупицыной
с участием прокурора Н.А. Михалевой
рассмотрела в судебном заседании 22.11.2011 года в г. Кудымкаре кассационную жалобу ответчика Администрации Сивинского муниципального района Пермского края на решение Сивинского районного суда от 03.10.2011 года, которым постановлено:
Иск прокурора Сивинского района, в порядке ст.45 ГПК Российской Федерации, в интересах Клюз В.П., к администрации Сивинского сельского поселения о постановке Клюз В.П., как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в льготную очередь на получение жилого помещения вне очереди, и к администрации Сивинского муниципального района о приобретении благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям для семьи Клюз, состоящей из пяти человек удовлетворить.
Обязать администрацию Сивинского сельского поселения Пермского края поставить Клюз В.П. в льготную очередь на получение жилого помещение вне очереди.
Обязать администрацию Сивинского муниципального района Пермского края приобрести вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, для семьи Клюз В.П., дата рождения, состоящей из пяти человек, в пределах средств, предусмотренных и выделяемых на эти цели из федерального бюджета
Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сивинского района в интересах В.П. Клюз, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратился в суд с иском к администрации Сивинского сельского поселения о постановке В.П. Клюз, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в льготную очередь на получение жилого помещения вне очереди; и к администрации Сивинского муниципального района о приобретении благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям для семьи Клюз, состоящей из пяти человек.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что В.П. Клюз является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждается в улучшении жилищных условий, в собственности жилья не имеет, на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении состоит в общей очереди. В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на него распространяются меры социальной поддержки, в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий с предоставлением жилой площади в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ.
В судебном заседании прокурор на заявленных исковых требованиях настаивал.
Истец В.П. Клюз в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель администрации Сивинского сельского поселения Б. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.
Представитель администрации Сивинского муниципального района П. с исковыми требованиями в судебном заседании согласился.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика администрации Сивинского муниципального района с решением суда в части возложения на администрацию Сивинского муниципального района приобрести вне очереди для В.П. Клюз благоустроенное жилье, не согласен. Администрация Сивинского района полномочий по приобретению вне очереди благоустроенного жилого помещения, не имеет. В силу п.6 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года N 131 обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями относится к компетенции сельских поселений. Просит решение в данной части отменить.
В возражениях прокурор Сивинского района считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, выслушав пояснения В.П. Клюз и прокурора Н.А. Михалевой, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неверным толкованием норм материального права.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 12.11.2008 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке очередности, а потому в силу положений ФЗ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на получение жилого помещения вне очереди.
Решением суда на администрацию Сивинского сельского поселения возложена обязанность по постановке истца в льготную очередь на получение жилого помещение вне очереди.
Обязанность приобрести для истца и членов его семьи благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, судом возложена на администрацию Сивинского муниципального района.
Указанные выводы суда нельзя признать должным образом мотивированными, основанными на нормах действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, истец В.П. Клюз является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году (л.д.10). С 12.11.2008 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в порядке общей очереди (л.д.21). Истец, как и члены семьи истца, в собственности жилого помещения не имеют (л.д.25-30).
Прокурором заявлено требование обязать администрацию Сивинского сельского поселения включить истца в льготную очередь на получение жилого помещения вне очереди по основанию имеющейся у него льготы, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и возложить обязанность на администрацию Сивинского муниципального района приобрести для истца и членов его семьи благоустроенное жилое помещение.
Судебная коллегия полагает, что указанные требования не подлежали удовлетворению.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В силу положений ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предусмотрены Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 года.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона N1244-1 одной из мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС является обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Ст. 5 Закона N 1244-1 закрепляет положение о том, что финансирование меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренных настоящим Законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 (в ред. от 12.07.2011 года) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" установлено, что формой финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ст. 1). Этим же нормативно-правовым актом утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее Правила).
Указанные Правила регулируют особый вид правоотношений между государством и гражданином, связанных не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Об этом прямо указано в п. 2 Правил, согласно которому предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. В этом же пункте и пункте 5, 6 Правил говорится, что участие в Подпрограмме является добровольным, участвовать в ней могут граждане, изъявившие такое желание.
Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе и граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и нуждающиеся в улучшении жилищных условий (подпункт "е" пункта 5 Правил).
Согласно п.п. "а" п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы.
В силу п.п. "в" п. 18 этих же Правил гражданам - участникам подпрограммы, указанным в п.п. "е" п. 5 настоящих Правил, выдачу жилищных сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получении субсидии).
Таким образом, анализ вышеприведенного законодательства свидетельствует о том, что для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" необходимо участие в федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Улучшение жилищных условий осуществляется с помощью выдачи жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья. Выдача сертификатов осуществляется органами исполнительной власти, которые обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане - дать согласие на участие в ней.
Вывод суда о праве истца В.П. Клюз на предоставление жилья вне очереди противоречит ч. 2 ст. 57 ЖК и вышеприведенному федеральному законодательству, т.к. к полномочиям органов местного самоуправления поселений не отнесена обязанность по постановке на учет для получения жилья вне очереди лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а органы местного самоуправления муниципального района не наделены полномочиями по приобретению указанным лицам жилья.
Постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2009 N 868-п утверждено Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и полномочия по выдаче государственных жилищных сертификатов возложены на него (п.3.1.4.1).
Приказом Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 25.10.2011 года утвержден Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Полномочия по ведению учетных дел граждан участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" возложены на органы местного самоуправления (п. 3.2 Порядка).
Таким образом, В.П. Клюз для улучшения жилищных условий в рамках Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" должен был с соблюдением установленных требований обратиться в орган местного самоуправления - администрацию Сивинского муниципального района с заявлением об участии в Программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" по подп. "е" п. 5 Правил (п.19 Правил).
Из пояснений истца суду первой инстанции и суду кассационной инстанции следует, что он обращался в администрацию Сивинского муниципального района с пакетом документов, подтверждающих его право на получение государственного жилищного сертификата, которые по неизвестным причинам приняты не были. Суд первой инстанции не выяснял причину отказа в приеме документов и нарушенное право истца восстановлено не было.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, поскольку судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что В.П. Клюз имеет право на предоставление жилья вне очереди, а администрация Сивинского муниципального района обязана приобрести семье истца жилое помещение.
При этом судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сивинского районного суда от 03.10.2011 года по делу по иску прокурора в интересах В.П. Клюз к администрации Сивинского сельского поселения и администрации Сивинского муниципального района - отменить и направить на новое рассмотрение в Сивинский районный суд Пермского края.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.