Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Валуевой Л.Б.,
Судей Змеевой Ю.А., Панковой Т.В.,
При секретаре Торсуковой Т.Ф.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 30 ноября 2011 года гражданское дело по кассационному представлению прокурора Оханского района Пермского края на решение Оханского районного суда Пермского края от 19 октября 2011 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие администрации Острожского сельского поселения в сфере реализации ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В удовлетворении остальной части требований прокурору Оханского района - отказать."
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., объяснения представителя прокуратуры Кузнецовой С.Н. об отмене решения суда в части, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Оханского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие администрации Дубровского сельского поселения в сфере реализации ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в РФ", обязать администрацию Дубровского сельского поселения обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание администрации, установив при входе пандус и поручни у лестницы.
Заявленные требования были мотивированы следующим: в ходе проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов установлено, что вход в здание сельской администрации, расположенной по ул. Ленина, 30 в с. Дуброво Оханского района, не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в здание ответчика, что затрудняет реализацию их гражданских прав, тогда как в силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995г N181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии с законодательством Пермского края здание администрации относится к объекту социальной инфраструктуры и подлежит оснащению специальными приспособлениями и оборудованием (пандусами и поручнями у лестниц) для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к нему инвалидов и других маломобильных групп населения, поскольку является административным зданием.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления.
Представитель администрации Дубровского сельского поселения глава администрации Байдин Д.А. с заявлением прокурора не согласился и пояснил, что здание администрации находится в собственности Дубровского сельского поселения. Действительно, при входе в здание отсутствует пандус и поручни у лестниц, что может нарушать беспрепятственный доступ граждан с ограниченными возможностями, однако оборудование входа специальными приспособлениями нецелесообразно, поскольку все рабочие кабинеты администрации расположены на втором этаже здания, куда ведет лестничный марш; установка приспособлений также невозможна в виду конструктивных особенностей здания. В целях соблюдения прав граждан с ограниченными возможностями их прием по всем вопросам ведется в Дубровском доме культуры, куда возможен беспрепятственный доступ инвалидов. Вход в здание дома культуры после капитального ремонта оборудован пандусом, дверной проем достаточно широкий. Объявление о приеме граждан с ограниченными возможностями вывешено на информационном стенде села.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении требований просит в кассационном представлении прокурор Оханского района Пермского края, указывая, что суд не учел положения ст. 15 Федерального закона РФ " О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 г." N 181-ФЗ, ст. 3 Закона Пермской области от 27.12.2004 г. N 1957-424 " Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермской области". Суд не принял во внимание, что отсутствие пандусов и поручней у лестницы при входе в здание администрации Дубровского сельского поселения свидетельствует о нарушении требований федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на территории Оханского района. Признав незаконным бездействие администрации, суд не возложил на орган обязанности совершить конкретные действия.
Проверив доводы кассационного представления прокурора, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований о возложении на администрацию Дубровского сельского поселения обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации с установкой при входе пандуса и поручни у лестницы ( п. 1 и 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 72, пункт "ж" части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
В силу ст. ст. 12, 130-133 Конституции РФ, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных ст. ст. 2, 7, 18, 19 Конституции РФ.
Обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена на ряд субъектов, в том числе органы местного самоуправления и закрепляется требованиями ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995г N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ.
Органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также беспрепятственного пользования любым видом транспорта, средствами связи и информации.
В соответствии со ст.З Закона Пермской области от 27.12.2004г N1957-424 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Пермской области" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения относятся административные здания и сооружения.
Из материалов дела следует, что административное здание сельской администрации, расположенное по ул. Ленина, 30 в с. Дуброво Дубровского района Пермского края, собственником которого является Дубровское сельское поселение Оханского муниципального района Пермского края, относится к объектам социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.
Из сообщения МТУ N1 Минсоцразвития Пермского края и акта обследования здания Дубровской сельской администрации следует, что перед входом в здание имеется бетонное крыльцо, у которого имеется пять ступеней, высота каждой ступени 30 см, специальные приспособления (пандус), а также поручни у лестницы для свободного доступа инвалидов в здание отсутствуют.
Бездействие администрации Дубровского сельского поселения по обеспечению прав инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ в здание администрации судом было установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований прокурора в части оборудования входа в здание администрации пандусом и поручнями у лестниц, суд исходил из того, что оборудование пандусом входа в здание администрации поселения нецелесообразно, поскольку сама администрация располагается на втором этаже здания, данных о наличии технической возможности установки приспособлений для беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями на второй этаж не представлены; в целях соблюдения прав и свобод граждан-инвалидов и других маломобильных групп главой администрации и специалистами их прием осуществляется на дому, а также возможен по желанию в здании сельского дома культуры, куда возможен беспрепятственный доступ. Ссылку прокурора на строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г N73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривающих, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, суд посчитал несостоятельной, указав, что данные нормы и правила следует применять при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий.
С выводами суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований прокурора судебная коллегия согласиться не может.
В силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N 181 -ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Одним из средств конкретизации части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений -объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года.
В соответствии со ст. 3 Закона Пермской области от 27.12.2004 г. N 1957-424 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермской области" к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения относятся административные здания и сооружения культурно-зрелищные учреждения и организации (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие); учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения.
Указанный закон Пермской области от 27.12.2004 г. N 1957-424 устанавливает перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (ст.4 Закона), к которым, в частности, относится оснащение объектов социальной инфраструктуры пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания, а также пандусами при входах в здания.
Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Следовательно, отсутствие пандуса и поручней у лестницы при входе в здание администрации Дубровского сельского поселения по адресу ул. Ленина, 30 с. Дуброво, свидетельствует о нарушении требований федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на территории Оханского района.
Признав бездействие администрации незаконным, суд ошибочно не возложил на нее обязанности совершить конкретные действия, направленные на устранение в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод указанной в заявлении категории граждан.
Обстоятельства, на которые ссылался суд в решении, правового значения не имеют, поскольку обязанность оборудовать пандус и поручни у лестницы при входе в здание администрации прямо следует из Закона.
Исходя из изложенного, доводы кассационного представления заслуживают внимание.
Отменяя решение суда в указанной части, судебная коллегия полагает возможным постановить новое решение в объеме заявленных прокурором требований, так как установление новых обстоятельств не требуется.
Руководствуясь ст.ст. 193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Оханского районного суда Пермского края от 19 октября 2011 года отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора Оханского района.
Постановить в отмененной части новое решение.
Обязать Администрацию Дубровского сельского поселения обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно: оборудовать пандус и поручни у лестницы при входе в здание администрации по адресу: Пермский край, Оханский район, с.Дуброво, ул. Ленина, 30.
Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.