Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Няшина В.А.,
судей Овчинниковой Н.А., Позолотиной Н.Г.
при секретаре Роговой Т.Н.,
с участием прокурора Богомоловой Е.П.,
рассмотрела 20 февраля 2012 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Волокитина С.В. на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 03 февраля 2012 г., которым постановлено:
Заявление Волокитина С.В. о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края N 09/22 от 27 января 2012 года об отказе в регистрации Волокитина С.В. кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатном у избирательному округу N18, и возложении обязаннбсти на Территориальную избирательную комиссию Чернушинского муниципального района Пермского края по регистрации Волокитина С.В. кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 18, оставить без удовлетворения.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя заявителя - К., представителя Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района В., заключение прокурора об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Земского собрания Чернушинского муниципального района от 09 декабря 2012 г. N 522 назначены выборы депутатов Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района N 09/22 от 27.01.2012 г. отказано Волокитину СВ. в регистрации кандидатом в депутаты на основании подп. "б" ч. 11 ст. 36 и подп. "ж" ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" - ввиду недостаточного количества достоверных подписей необходимых для регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района.
Волокитин СВ. обратился в суд с заявлением о признании незаконным указанного решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края и регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному, избирательному округу N 18.
В заявлении Волокитин СВ. указал, что в соответствии с итоговым протоколом, и приложенной к нему ведомостью проверки подписных листов, из 41 подписи избирателей, представленных в ТИК, действительными были признаны 36 подписей, недействительными - 5, что составило 12,2 % подписей, отобранных для проверки, при этом все 5 подписей были признаны недействительными по коду нарушения 15 (данные об избирателе, указанные в подписном листе не соответствуют действительности). В соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, недействительными признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт "в"). В соответствии с п. 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 года N 525-ПК, недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Оспариваемое решение ТИК было вынесено при отсутствии официальной справки Управления Федеральной Миграционной службы (УФМС), либо письменного заключения эксперта. Выданный УФМС документ (исх. N134 от 31.01.2012 г.), официальной справкой назвать нельзя, так как отсутствует указание на орган, выдавший документ; указания на полномочия лица, выдавшего документ; официальная печать уполномоченного органа. Документ, которым руководствовалась ТИК при отмене регистрации, содержит указание на то, что избиратель Вострецова Л.Г. и избиратель Прудникова Л.Г. не обладают активным избирательным правом в связи с наличием у них временной регистрации по указанным ими адресам. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, под которым понимается право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (часть 4 статьи 4 этого же Закона). Со слов избирателей Вострецовой Л.Г. и Прудниковой Л.Г. указанные адреса являются постоянным местом жительства, они являются членами семьи собственников жилых помещений, совместно проживают и ведут с ними совместное хозяйство. Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 25 апреля 1995 г. N 3-п "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой" указал, что из Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (статья 3 Закона), в том числе права на выбор места жительства. То, что указанные граждане Вострецова Л.Г. и Прудникова Л.Г. являются избирателями и вправе голосовать в участковой избирательной комиссии в с. Тауш Чернушинского района, подтверждается фактом реализации этими лицами своего избирательного права на выборах депутатов Государственной Думы РФ, путем голосования по месту жительства в с.Тауш Чернушинского района. Документ, которым руководствовался ТИК при отмене регистрации, содержит также указание на то, что отчество избирателя Шаяхметова Р.Г. указано не верно (папка 1 лист 12 строка 2), у избирателя Вершининой Н.И. неверно указан год рождения (папка 1 лист 13 строка 2). Даже если указанные нарушения соответствуют действительности, то заявитель считает их незначительными, так как они не влияют на волеизъявление избирателей.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Волокитин СВ. В обоснование жалобы указывает, что недействительность подписей избирателей установлена Территориальной избирательной комиссией Чернушинского муниципального района Пермского края в отсутствие официальной справки УФМС, таблица проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, не соответствует установленной форме, наличие у Вострецовой Л.Г. и Прудниковой Л.Г. активного избирательного права не может быть поставлено в зависимость от места регистрации, указанного в паспорте.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" выдвижение кандидата должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
В силу подп. "а", "б" ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. N 525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" недействительными считаются: - подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; - подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
На основании п. "ж" ч. 4 ст. 37 названного Закона одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Судом установлено, а заявителем не оспаривается, что для регистрации Волокитина СВ. кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 18 требовалось 37 подписей избирателей (допустимое превышение - не более чем на 4 подписи).
Волокитин СВ. представил избирательной комиссии подписные листы, содержащие 41 подпись.
Из Итогового Протокола проверки подписных листов рабочей группы Территориальной избирательной комиссии от 22 января 2012 года следует, что проверена 41 подпись, из них 36 достоверных подписей, 5 недостоверных (недействительных) подписей, в их числе - подписи Вострецовой Л.Г. и Прудниковой Л.Г. (л.д. 9).
Рассматривая настоящее дело, суд пришел к правильному выводу, что Волокитиным СВ. представлены подписные листы только с 36 действительными подписями, что недостаточно для его регистрации кандидатом в депутаты. Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, оснований для признания его неверным не имеется.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда в части признания подписей Вогстрецовой Л.Г. и Прудниковой Л.Г. недействительными, указывая, что данные лица фактически проживают на территории избирательного округа, что подтверждается наличием у них регистрации по месту пребывания. Данные доводы на законность решения суда не влияют.
Из материалов дела следует, что Вострецова Л.Г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Пермский край, Кочевский район, дер. Ошево, то есть вне границ избирательного округа N 18. По адресу ****, указанному в подписном листе, она зарегистрирована по месту пребывания на срок с 23 июня 2010 г. по 23 июня 2013 г. (л.д. 49, 50).
Прудникова Л.Г. регистрации по месту жительства не имеет. По адресу, указанному в подписном листе - ****, она зарегистрирована по месту пребывания на срок с 20 апреля 2010 г. по 20 апреля 2012 г. (л.д. 51, 52).
На основании п. 2 ст. 29 Закона Пермского края N 525-ПК основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка или факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права), установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
Местом пребывания признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно (ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
В соответствии с п. 6 ст. 29 Закона Пермского края N 525-ПК избиратели, находящиеся в местах временного пребывания..., могут быть решением участковой избирательной комиссии включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования.
На основании п. 6 ст. 35 данного Закона избиратель в подписном листе, в числе прочих сведений, указывает адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Согласно п. 9 ст. 27 указанного Закона регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования избирателей осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".
Из п. 5 ст. 36 данного Закона следует, что для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии вправе использовать ГАС "Выборы".
По настоящему делу установлено, что в соответствии с Регистром ГАС "Выборы" Прудникова Л.Г. и Вострецова Л.Г. не включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания (л.д. 23). С соответствующим заявлением указанные лица в участковую избирательную комиссию не обращались, в проводимых ранее выборах участия не принимали (л.д. 72, 73).
На основании изложенного, Прудникова Л.Г. и Вострецова Л.Г. не обладают активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.
Адреса, указанные Прудниковой Л.Г. и Вострецовой Л.Г. в подписных листах, в нарушение п. 6 ст. 35 Закона Пермского края N 525-ПК, не соответствуют адресам места жительства, указанным в их паспортах.
На основании изложенного, доводы Волокитина СВ. о необоснованности признания недействительными подписей Прудниковой Л.Г. и Вострецовой Л.Г., фактически проживающих на территории избирательного округа по указанным ими в подписных листах адресам, являются несостоятельными.
Доводы жалобы о том, что в нарушение подп. "б" ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. N 525-ПК подписи 5 избирателей признаны недействительными в отсутствие официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации, а также о несоответствии таблицы по проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, установленной форме, несостоятельны.
В соответствии с п. 1, 2 Протокола N 1 от 27.12.2010 г. к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии РФ и Федеральной миграционной службы от 29.12.2009 г., избирательная комиссия, комиссия референдума направляет в территориальный орган ФМС России запрос на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей (участников референдума) в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов или инициативы проведения референдума) по форме согласно приложению к настоящему Протоколу. Передача на проверку в территориальный орган ФМС России оригиналов подписных листов или их копий не допускается. Территориальный орган ФМС России получив запрос, проводит в возможно короткие сроки, но не более чем в пятидневный срок, проверку сведений об избирателях, участниках референдума и передает результаты в избирательную комиссию, комиссию референдума, направившую запрос (л.д. 46).
В материалах дела имеется запрос на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Волокитина СВ. Указанный запрос по своей форме и содержанию соответствует приложению к Протоколу N 1 от 27.12.2010 г. (л.д. 12,46).
Ссылка заявителя на то, что из данного документа невозможно установить, от кого именно исходит результат проверки сведений, не является основанием к отмене решения суда.
Действительно, Протоколом N 1 от 27.12.2010 г. утверждена такая форма запроса, где графу "Результат проверки на соответствие" заполняет территориальный орган ФМС России, при этом формой запроса не предусмотрено указание на орган, осуществивший проверку, а также проставление печати.
То, что сведения, содержащиеся в подписных листах, были проверены компетентным органом -отделением УФМС по Пермскому краю в Чернушинском районе, установлено в ходе судебного разбирательства путем направления судом запроса в указанный орган и получения соответствующего ответа (л.д. 26).
Помимо этого, сведения об избирателях, проставивших подписи в подписных листах, признанные Территориальной избирательной комиссией недействительными, были проверены судом путем запроса в отделении УФМС по Пермскому краю в Чернушинском районе адресно-справочной информации (л.д. 15).
Из адресных справок, представленных компетентным органом, также усматривается несоответствие сведений, указанных избирателями в подписных листах, паспортам. В частности усматривается несоответствие указанных Вострецовой Л.Г. и Прудниковой Л.Г. адресов места жительства адресам, указанным в паспорте. Данные справки содержат печать выдавшего их органа, указание на должность, фамилию и инициалы выдавшего их должностного лица, то есть являются допустимым доказательством по делу (л.д. 54-60).
На основании изложенного, у территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района имелись основания к отказу Волокитину СВ. в регистрации кандидатом в депутаты.
Руководствуясь ст. ст. 199, п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Чернушинского районного суда Пермского края от 03 февраля 2012 г. без изменения, апелляционную жалобу Волокитина С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.