Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе Председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Высочанской О.Ю., Кириенко Е.В., при секретаре Бородкиной Ю.В., с участием прокурора Левыкиной Л.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Бардымского районного суда Пермского края от 17.01.2012 г., которым постановлено:
Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Балтаевой (Алдаровой) А.Ф. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее 33 кв.м., благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А., пояснения представителя Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.О.прокурора Бардымского района Пермского края обратился в суд в интересах Балтаевой (Алдаровой) А.Ф. с иском к администрации Бардымского муниципального района о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что Балтаева (Алдарова) А.Ф. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать А. умерла в феврале 1996 г., отец А1. лишен родительских прав решением суда от 16.02.1998 г. Алдарова А.Ф. в июне 2011 г. закончила ГОУВПО " ***", 24.09.2011 г. вышла замуж за Балтаева Э.И. По данным жилищной комиссии Бардымского района Балтаева (Алдарова) А.Ф. состоит на жилищном учете в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок,оставшийся без попечения родителей. На основании норм Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" истец считает, что Балтаевой А.Ф. должно быть предоставлено во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение на территории Бардымского муниципального района, общей площадью не менее 33 кв.м.благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. и о принятии нового решения просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, ссылаясь на то, что решение суда является незаконным, поскольку суд по данному делу применил закон, не подлежащий применению. Вывод суда в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. является необоснованным, поскольку суд ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 N255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", который к возникшим правоотношениям не применим. В данном случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. Из анализа норм и положений Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",п.4 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Указа губернатора Пермской области от 22.06. 2000 г. N 170 "Об утверждении правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении", Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (утв.постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006), Положения о министерстве социального развития Пермского края заявителем сделан вывод о том, что предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. Норма 33 кв.м. установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Предоставление Балтаевой А.Ф. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В письменных Возражениях прокурор Бардымского района указал, что судом вынесено справедливое и законное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Балтаева А.Ф. в заявлении от 07.03.2012 г. просит оставить решение суда без изменения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобы ( ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года).
На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.В силу положений ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 N 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.
Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют
9) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено судом первой инстанции, Алдарова А.А., дата рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что её мать А. умерла 14.02. 1996 г.;отец А1. лишен родительских прав решением Бардымского районного суда Пермской области от 16.02.1998 г. Постановлением Главы администрации Бардымского района Пермской области N 289 от 15.10. 1996 г.над несовершеннолетней Алдаровой А.Ф. установлена опека. По сообщениям администрации Бардымского муниципального района, Алдарова А.Ф. относится к категории "дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей", состоит на учете, как нуждающаяся в жилом помещении (очередность на 31 мая 2011 года N 143),состоит на учете в списках внеочередной очереди граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 25 марта 2008 года, (очередность N 18). Балтаева (Алдарова) А.Ф., в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимала. Балтаева А.Ф. зарегистрирована в **** в жилом доме, принадлежащем на праве долевой собственности И. и Б.
17 июня 2011 года Алдарова А.Ф. окончила ГОУВПО " ***". 24 сентября 2011 года был заключен брак между Балтаевым Э.И. и Алдаровой АФ. и ей присвоена фамилия Балтаева.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд обоснованно исходил из того, что Балтаева(Алдарова) А.Ф., обладает статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является лицом, нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, закрепленного жилого помещения не имеет, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, которым не обеспечена.
Суд верно указал, что жилое помещение должно предоставляться администрацией Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, поскольку в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год. Поскольку исходя из положений статьи 5 Федерального закона N 159-ФЗ и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств бюджета Пермского края, следовательно, расходы на предоставление жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация Бардымского муниципального района, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Балтаевой (Алдаровой) А.Ф., суд правомерно учел положения ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", из которой следует, что жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) на семью из одного человека составляет 33 кв.м.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений процессуального законодательства не допустил. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка. Довод кассационной жалобы Правительства Пермского края о том, что суд сделал необоснованный вывод о необходимости предоставления Балтаевой (Алдаровой) А.Ф.жилого помещения общей площадью 33 кв.м., не является основанием к отмене или изменению решения суда. Действие п.3 ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на семью из одного человека 33 кв.м. распространяется также на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в силу ст. 1 указанного Закона. Поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", следовательно, суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Бардымского районного суда Пермского края от 17.01.2012 г. без изменения, кассационную жалобу Правительства Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.