Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Лузяниной А.В.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Масленниковой И.А., заявителя Фурашова О.В., настаивавшего на заявленных требованиях, представителя Законодательного Собрания Пермского края Фирулевой Н.И. и представителя губернатора Пермского края Курочкиной С.А., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 7 декабря 2011 года в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению Фурашова О.В. о признании противоречащими законодательству и недействующими абзаца первого пункта 6 статьи 2 Закона Пермской области от 30 ноября 2004 года N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", абзаца второго подпункта "а" пункта 1.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края, утверждённого указом губернатора Пермского края от 21 января 2005 года N 11,
УСТАНОВИЛ:
Законодательным Собранием Пермской области 18 ноября 2004 года принят Закон Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области". Закон подписан и.о. губернатора Пермской области 30 ноября 2004 года за N 1830-388 и опубликован в издании "Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области", N 1, II часть, 27 января 2005 года.
Названный Закон принят с целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесённых федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Пермского края от 28 ноября 2006 года N 29-КЗ "О распространении действия законов Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи на территорию Пермского края" действие Закона Пермской области от 30 ноября 2004 года N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" (далее - Закон Пермской области) распространено на территорию Пермского края.
Пунктом 6 статьи 2 Закона Пермской области установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, что предусмотрено в пункте 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьёй предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ветеранам труда, имевшим по состоянию на 31 декабря 2004 года право на льготы в натуральной форме в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", гарантируется право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом.
Указом губернатора Пермской области от 21 января 2005 года N 11 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края" утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края (далее - Положение). Данный указ опубликован в издании "Пермские новости", N 4, 28 января 2005 года.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2007 года N 69-п "О распространении действия отдельных указов губернатора Пермской области на территорию Пермского края" действие указа губернатора Пермского края от 21 января 2005 года N 11 распространено на территорию Пермского края.
Как следует из пункта 1.1. Положения, оно определяет порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения, постоянно проживающим на территории Пермского края и имеющим право на социальную поддержку в соответствии с законами Пермской области, Пермского края.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.2 Положения меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Положением предоставляются следующим категориям населения:
ветеранам труда, а также лицам, приравненным к ним в соответствии со статьёй 22 Федерального закона "О ветеранах" (далее - ветераны труда), получающим трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Фурашов О.В., имеющий звание "Ветеран труда" ввиду назначения пенсии за выслугу лет, просит признать недействующими абзац первый пункта 6 статьи 2 Закона Пермской области и абзац второй подпункта "а" пункта 1.2 Положения по мотиву их противоречия федеральному законодательству.
В обоснование заявленных требований указал, что 15 сентября 2011 года ему выдано удостоверение "Ветеран труда", а 27 сентября 2011 года он обратился в отдел по Мотовилихинскому району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми с заявлением о предоставлении льгот в виде ежемесячных денежных выплат и ежемесячных денежных компенсаций, установленных Законом Пермской области, начиная с 1 марта 2011 года.
Письмом от 19 октября 2011 года N 04-08-17/4488 территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми ему сообщило, что меры социальной поддержки будут предоставляться по достижении им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (60 лет). Устно ему было разъяснено, что основанием для принятия такого решения является абзац первый пункта 6 статьи 2 Закона Пермской области и абзац второй подпункта "а" пункта 1.2 Положения.
Полагает, что оспариваемые им положения названных региональных нормативных правовых актов противоречат требованиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которой меры социальной защиты предоставляются ветеранам труда, имеющим стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В результате этого он противоправно лишён возможности получения мер социальной поддержки. Кроме того, заявитель считает, что Законом Пермской области и Положением в оспариваемой им части нарушены положения части 3 статьи 37, частей 1, 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании Фурашов О.В. настаивал на удовлетворении заявления.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края Фирулева Н.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 17 - 20), пояснив, что оспариваемые Фурашовым О.В. положения Закона Пермской области не противоречат федеральному законодательству.
Представитель губернатора Пермского края Курочкина С. А., действующая на основании доверенности, просила отказать Фурашову О.В. в удовлетворении заявленных требованиям по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 48 - 50), пояснив, что положения Закона Пермской области и Положения в оспариваемой заявителем части приняты в соответствии с нормами действующего законодательства.
Заслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявления, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что Фурашову О.В. в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы, связанные с социальной защитой, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
На федеральном уровне правоотношения, связанные с социальной поддержкой ветеранов труда, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями).
Статьей 22 данного Федерального закона (действовавшей в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 года N 124-ФЗ до 1 января 2005 года) предусматривалось, что льготы лицам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом пунктом 4 этой статьи было установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) в статью 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12.01.1995 года N 5-ФЗ) внесены изменения, согласно которым меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Действующие в настоящей редакции вышеуказанные федеральные законы не содержат предписаний о конкретных мерах социальной поддержки ветеранов труда, принимаемых субъектами Российской Федерации. Также они не определяют круг лиц, имеющих звание "Ветеран труда", которым данные меры социальной поддержки должны предоставляться, и условий предоставления мер социальной поддержки.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184 - ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно пункту 2 статьи 3 названного Федерального закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии с пунктом "и" статьи 20 Закона Пермского края от 6 марта 2007 года N 8-ПК "О Законодательном Собрании Пермского края" Законодательное Собрание Пермского края устанавливает меры социальной поддержки и социального обслуживания населения, поддержки семей, развития здравоохранения, образования.
Из системного анализа приведенных выше норм федерального законодательства и законодательства Пермского края следует, что Пермский край как один из субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать вопрос социальной поддержки ветеранов труда, в том числе определять круг лиц, которым надлежит предоставлять меры социальной поддержки, и определять условия их предоставления.
Таким образом, оспариваемое заявителем нормативное правовое регулирование путём принятия Закона Пермской области осуществлено субъектом Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями в указанной сфере и требований действующего федерального законодательства не нарушает.
Кроме того, статьёй 22 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ в редакции от 8 августа 2001 года (действовавшей до 1 января 2005 года), также было предусмотрено, что лица, имеющие звание "Ветеран труда", получали право на льготы после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а в случае получения такими лицами пенсии по иным основаниям, либо получения пожизненного содержания за работу (службу), право на льготы предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Региональный законодатель в абзаце первом пункта 6 статьи 2 Закона Пермской области фактически воспроизвёл указанную выше норму.
Довод Фурашова О.В. о несоответствии оспариваемого положения Закона Пермской области статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ является ошибочным, так как абзацем первым пункта 6 статьи 2 краевого закона устанавливается дополнительное условие получения мер социальной поддержки ветеранов труда. Оспариваемой нормой не устанавливаются основания присвоения звания "Ветеран труда".
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Пермской области (в первоначальной редакции) меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются в порядке, определяемом губернатором области.
Таким образом, Положение, утверждённое указом от 21 января 2005 года N 11, принято губернатором Пермской области в пределах предоставленных полномочий.
Абзац второй подпункта "а" пункта 1.2 Положения аналогичен по своему содержанию положению абзаца первого пункта 6 статьи 2 Закона Пермского края, который, как установлено судом, не противоречит федеральному законодательству.
На основании Закона Пермского края от 16 ноября 2009 года N 516-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края" пункт 2 статьи 8 Закона Пермского края изложен в новой редакции, согласно которой меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются в порядке, определяемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Вместе с тем, статьёй 4 Закона Пермского края от 16 ноября 2009 года N 516-ПК установлено, что акты губернатора Пермской области, изданные по вопросам, регулирование которых отнесено настоящим Законом к полномочиям Правительства Пермского края, действуют до признания их в установленном порядке утратившими силу.
Поскольку указ губернатора Пермской области от 21 января 2005 года N 11 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края" не признан в установленном порядке утратившим силу, названный нормативный правовой акт является действующим.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемые Фурашовым О.В. положения Закона Пермской области от 30 ноября 2004 года N 1830-388 и Положения, утверждённого указом губернатора Пермской области от 21 января 2005 года N 11, не противоречат федеральному законодательству, заявителю в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198, 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать Фурашову О.В. в удовлетворении заявления о признании противоречащими законодательству и недействующими абзаца первого пункта 6 статьи 2 Закона Пермской области от 30 ноября 2004 года N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", абзаца второго подпункта "а" пункта 1.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края, утверждённого указом губернатора Пермского края от 21 января 2005 года N 11.
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 12 декабря 2011 года.
Судья - (п.подпись) Бузмаков С.С.
судья - Бузмаков С.С.
Решение вступило в законную силу 08 февраля 2012 года.
Судья - Бузмаков С.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.