Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Киселевой Н.В. Судей Абашевой Д.В., Кузнецовой Г.Ю. При секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 19 марта 2012 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 января 2012 года, которым постановлено:
Обязать Администрацию г. Перми предоставить Павлюченковой Ю.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Перми общей площадью не менее 33 кв. метров за счет средств бюджета Пермского края.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Абашевой Д.В., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района г. Перми обратился в суд в интересах Павлюченковой Ю.А. к Администрации г. Перми, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения. Требования мотивировал тем, что Павлючеикова Ю.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на жилищный учет по соответствующему списку в Администрации г. Перми. Жилое помещение ей предоставлено не было, чем нарушаются ее конституционные права. На основании ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот...", ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" считает, что Павлюченковой Ю.А. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края просит решение суда отменить, указывая, что размер площади жилого помещения, определенный судом не основан на нормах действующего законодательства.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети -сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного лшлищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п.З ст.9 указанного Закона жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет:
33 кв. м - для одиноких граждан;
42 кв. м - на семью из двух человек;
18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Павлюченкова Ю.А. дата рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать П. лишена родительских прав решением Индустриального районного суда г. Перми от 16.03.2009 г., несовершеннолетняя Павлюченкова Ю.А. передана на воспитание попечителю П1.
Распоряжением начальника УЖО администрации г. Перми от 26 августа 2009 г. N 539 Павлюченкова Ю.А. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Помещений, занимаемых по договору социального найма, а равно жилых помещений в собственности Павлюченкова Ю.А. не имеет
Разрешая заявленные требования, суд правильно применил приведенные выше положения законодательства, и, установив, что Павлюченкова Ю.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечен им, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению Павлюченковой Ю.А. благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метра, являются правомерными.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности вывода суда в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. по изложенным выше основаниям являются несостоятельными, отмену решения суда не влекут. Обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта Российской Федерации, урегулировал вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК, предусмотревшим указанный судом размер жилой площади, подлежащий предоставлению.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 января 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.