Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Высочанской О.Ю., Варовой Л.Н., при секретаре Бородкиной Ю.В., с участием прокурора Кузнецовой С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Кишертского районного суда Пермского края от 13.01.2012 г.,которым постановлено:
Обязать администрацию Кишертского муниципального района Пермского края предоставить Ватолину В.Н., дата рождения, уроженцу ****, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, расположенное на территории Кишертского муниципального района Пермского края, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. из средств, выделенных на эти цели Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А.,пояснения представителя Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н.,Ватолина В.Н., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кишертского района Пермского края обратился в суд в интересах Ватолина В.Н. с иском к администрации Кишертского муниципального района о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что Ватолин В.Н. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку его мать В. лишена родительских прав 18.03.2005 г.,отец В1. умер 17.10.2004 г. Ватолин В.Н. в июне 2011 г. закончил ГБОУНПО "Профессиональный лицей N **". 05.05.2011 г. был призван на военную службу. 06.09.2011 г. уволен с военной службы по состоянию здоровья на основании п.п. "г" п.1 ст.51 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". 27.04.2005 г. Ватолин В.Н. поставлен учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Своего жилья Ватолин В.Н. не имеет. В настоящее время зарегистрирован по адресу: ****, однако данное жилье ни ему, ни его родителям не принадлежит, по месту регистрации он не проживает. Фактически Ватолин В.Н. проживает с приемными родителями по адресу: ****. По окончании образовательного учреждения и окончании службы в Вооруженных силах РФ жилое помещение Ватолину В.Н. не было предоставлено.На основании норм Федерального закона"0 дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.57 ЖК РФ, Правил учета детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа,нуждающихся в жилых помещениях, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. N170, истец считает, что Ватолину В.Н. должно быть предоставлено во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение на территории Кишертского муниципального района, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта,отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета Пермского края,выделенных Правительством Пермского края на эти цели.
Судом постановлено приведенное выше решение,об отмене которого в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. и о принятии нового решения просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, ссылаясь на то, что решение суда является незаконным, поскольку суд по данному делу применил закон, не подлежащий применению. Вывод суда в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. является необоснованным, поскольку суд ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 N255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", который к возникшим правоотношениям не применим. В данном случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда.Из анализа норм и положений Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей",п.4 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей",Указа губернатора Пермской области от 22.06. 2000 г. N 170 "Об утверждении правил учета детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из их числа,нуждающихся в жилом помещении", Положения о порядке распределения и использования средств,предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей (утв.постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006), Положения о министерстве социального развития Пермского края заявителем сделан вывод о том,что предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе.Норма 33 кв.м. установлена для распределения средств, субсидий на приобретение,строительство или реконструкцию жилого помещения и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Предоставление жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.
В Возражениях по апелляционной жалобе прокурор Кишертского района просит оставить заочное решение без изменения.
Ватолин В.Н. в Возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения,жалобу без удовлетворения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов,изложенных в апелляционной жалобе (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года).
На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.В силу положений ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 N 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.З ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.
Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют
9) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено судом первой инстанции, Ватолин В.Н., дата рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать В. решением Кишертского суда Пермской области от 18.03.2005 г. лишена родительских прав.Отец В1. умер 17.10.2004 г. Распоряжением главы администрации Кишертского района N71-р от 25.04.2005 года несовершеннолетний Ватолин В.Н., дата рождения, передан на воспитание в приёмную семью З. с 21 апреля 2005 года.Жилое помещение за Ватолиным В.Н. не закреплено. С 27.04.2005 г.Ватолин В.Н состоит на учете на получение жилой площади в списке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1.07.2011 г. номер Ватолина В.Н. по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей-40. Согласно диплома о начальном профессиональном образовании 28 июня 2011 г. Ватолин В.Н. закончил ГБОУН-ПО "Профессиональный лицей **" г.Перми.С 05.05.2011г. по 06.09.2011г.он проходил службу в Вооруженных силах РФ. Ватолин В.Н. в собственности жилья не имеет. Зарегистрирован по адресу **** с 10.10.2005г. в доме,принадлежавшем В2.,умершей 26.09.2003 г.По учётным данным Кишертского филиала ГУП "ЦТИ" жилой дом по адресу **** на учёте в филиале не стоит и ранее не стоял.
30.11.2010 г. решением Комиссии по жилищным вопросам администрации Мечинского сельского поселения Кишертского района N11 в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Указом губернатора Пермской области от 22.07.2000г. N170 "Об утверждении правил учёта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении" Ватолин В.Н. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при администрации Мечинского с/п с правом внеочередного получения жилого помещения. По информации Отдела по развитию инфраструктуры администрации Кишертского муниципального района Пермского края датой постановки Ватолина В.Н. в очередность по предоставлению жилья является 27.04.2005 г. по заявлению.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд обоснованно исходил из того, что Ватолин В.Н., обладает статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; закрепленного жилого помещения не имеет; окончил образовательное учреждение и службу в Вооруженных Силах РФ,а следовательно,имеет право на получение жилой площади вне очереди.
Суд верно указал, что жилое помещение должно предоставляться администрацией Кишертского муниципального района за счет средств, выделяемых на эти цели Правительством Пермского края, поскольку в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год. Поскольку исходя из положений статьи 5 Федерального закона N 159-ФЗ и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств бюджета Пермского края, следовательно, расходы на предоставление жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края,а администрация муниципального района, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Ватолину В.Н., суд правомерно учел положения Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", из которой следует, что жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) на семью из одного человека составляет 33 кв.м.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений процессуального законодательства не допустил. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка.Довод кассационной жалобы Правительства Пермского края о том, что суд сделал необоснованный вывод о необходимости предоставления Ватолину В.Н. жилого помещения общей площадью 33 кв.м., не является основанием к отмене или изменению решения суда. Действие п.З ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на семью из одного человека 33 кв.м.(рас-пространяется также на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в силу ст. 1 указанного Закона. Поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", следовательно, суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить заочное решение Кишертского районного суда Пермского края от 13.01.2012 г. без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.