Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Змеевой Ю.А., судей Варовой Л.Н., Кириенко Е.В.,
при секретаре Бородкиной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 19 марта 2012 года дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 16 января 2012 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Возложить на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Деминой Т.Л. на состав семьи из трех человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным техническим требованиям, общей площадью не менее 54 квадратных метров за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., полагавшей, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чернушинского муниципального района обратился в интересах Деминой Т.Л. в суд с иском к Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения Деминой Т.Л. на состав семьи из 3 человек на условиях договора социального найма, находящееся на территории Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 54 квадратных метров, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
Исковые требования мотивированы тем, что Демина Т.Л. относится к числу лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с федеральным законом N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Демина Т.Л., дата рождения, осталась без попечения родителей. Мать, К. лишена родительских прав 09.04.2001 года. Отца юридически нет. Демина Т.Л. в 2001 году поставлена на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района, очередность на 01 января 2011 года N 5, в списке внеочередников - 4. В 2005 году Демина Т.Л. окончила ГОУ СПО " **". В настоящее время не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в собственности. Демина Т.Л. является матерью несовершеннолетних Деминой Н.А., дата рождения и Демина Е.А., дата рождения, проживающих совместно с ней. Несовершеннолетние дети Деминой Т.Л. также не имеют на каком-либо праве жилых помещений.
Помощник прокурора Чернушинского района Лыбина О.В. в судебном заседании на иске настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Демина Т.Л. в судебном заседании иск поддержала.
Ответчик - администрация Чернушинского муниципального района в суд своего представителя не направила, представлены письменные возражения на иск.
Ответчик - Правительство Пермского края, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направило.
Третье лицо - Министерство социального развития Пермского края в суд своего представителя не направило.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Министерство социального развития Пермского края (третье лицо), не согласившись с решением, в кассационной жалобе просит его отменить в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 54 кв.м на состав семьи из трех человек и принять по делу новое решение. Указывает, что в данном случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилого фонда. Финансирование дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот в силу закона N 159-ФЗ относится к расходным обязательствам субъекта РФ, поэтому определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ является исключительно его компетенцией. Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 закона Пермской области N 1939-419 от 29.12.2004 г. "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определил, что дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленным нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. N 170 и Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утв. постановлением Правительства Пермского края N 16-п от 10.08.2006 г. (далее - Положение). Согласно Положению площадь приобретаемого органом местного самоуправления жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе нормы предоставления, а стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из 33 кв.м общей площади жилья. Указанная норма 33 кв.м установлена для распределения средств на приобретение жилых помещений и не является нормой предоставления. Кроме того, распределение денежных средств для приобретения жилых помещений для детей-сирот осуществляется без учета членов их семей, поскольку приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), считает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Положениями п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2, 3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании ст.5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Положениями ст.6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 N 1939-419 предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В силу норм п.8 положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утв. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п, органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.
Согласно части 5 ст. 5 7 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.З ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, указанным в ст.1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) на семью из трех человек составляет 54 кв. м (18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более).
Согласно ст.1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При рассмотрении дела судом установлено, что мать Деминой (до регистрации брака Козыревой) Т. Л. - К. - решением Чернушинского районного суда Пермской области от 09.04.2001 г. лишена родительских прав; отец - К1., умер 27.09.1997 г.. Постановлением главы администрации Чернушинского района Пермской области от 28.09.2001 г. N 1112 над несовершеннолетней Деминой Т.Л. установлено попечительство. 01.10.2001г. Демина Т.Л. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении. На момент постановки на учет Демина Т.Л. находилась в возрасте 15 лет. 30.06.2005 г. Демина Т.Л. окончила обучение в ГОУ СПО " **". Из материалов дела следует, что истец Демина Т.Л. имеет малолетних детей Демину Н.А., дата рождения и Демина Е.А., дата рождения. По данным ЕГРП информация о правах истца и несовершеннолетних Деминой Н.А., Демина Е.А. на объекты недвижимого имущества отсутствует.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец Демина Т.Л., как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку жилья на праве собственности либо в пользовании не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем истцу должно быть предоставлено органом местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств бюджета субъекта федерации, выделяемых на эти цели.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Деминой Т. Л., суд правомерно учел положения абз.2 п.З ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", из которой следует, что жилые помещения гражданам, указанным в ст.1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Довод кассационной жалобы о том, что суд сделал необоснованный вывод о необходимости предоставления Деминой Т.Л. жилого помещения общей площадью не менее 54 кв. м., не является основанием к изменению решения суда. Действие п.З ст.9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 225-ПК об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более, распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в силу ст.1 указанного Закона. Поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст.57 ЖК РФ и решения Земского собрания Чернушинского района от 28.06.2005 г. N 284, следовательно, суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 199, ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 16 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края на удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.