Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Варовой Л.Н.,Кириенко Е.В. при секретаре Араслановой О.Р. с участием прокурора Кузнецовой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 03.02.2012 г.,которым постановлено:
Исковые требования Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" обязанность за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Федосееву Н.Л. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания,отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы предоставления в 33 кв.м. в черте Лысьвенского городского поселения.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А.,пояснения представителя Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы,Федосеева Н.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд в интересах Федосеева Н.Л. с иском к Администрации Муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение Федосееву Н.Л.,как лицу из числа детей сирот,не имеющему закрепленного жилья. Свои требования истец мотивировал тем,что мать Федосеева Н.Л. умерла 21.07.1993 г.;сведения об отце внесены в запись о рождении на основании заявления матери.Постановлением Администрации г.Лысьвы от 10.08.1993 г. над Федосеевым Н.Л. была установлена опека, опекуном назначена Ф.Закрепление жилья за Федосеевым Н.Л. было отменено Постановлением Администрации г.Лысьва от 08.06.2001 г.,поскольку оно принадлежало родственникам. С 10.07.2001 г. Федосеев Н.Л. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготному списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. 29.06.2010 г. Федосеев Н.Л. закончил ГОУ **; в 2011 г. уволился из рядов Российской Армии.До настоящего времени жилого помещения не имеет;жилье снимает. На основании норм ст.ст.49,57 ЖК РФ, Федерального закона"0 дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" истец считает, что Федосееву Н.Л. по окончанию службы в Российской Армии должно быть предоставлено во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение отвечающее техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., за счет средств,выделяемых Правительством Пермского края из бюджета на эти цели. Судом постановлено приведенное выше решение,об отмене которого в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. и о принятии нового решения просит в апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края, ссылаясь на то, что решение суда является незаконным, поскольку суд по данному делу применил закон, не подлежащий применению. Вывод суда в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. является необоснованным, поскольку суд ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 N255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", который к возникшим правоотношениям не применим. В данном случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда.Из анализа норм и положений Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей",п.4 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей ",Указа губернатора Пермской области от 22.06. 2000 г. N 170 "Об утверждении правил учета детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении", Положения о порядке распределения и использования средств,предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей (утв.постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006), Положения о министерстве социального развития Пермского края заявителем сделан вывод о том,что предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе.Норма 33 кв.м. установлена для распределения средств, субсидий на приобретение,строительство или реконструкцию жилого помещения и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Предоставление жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов,изложенных в апелляционной жалобе ( ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года).
На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 N 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.З ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.
Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено судом первой инстанции, Федосеев Н.Л., дата рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать - Ф1. умерла 23.07. 1993 г.,сведения об отце Ф2.внесены в запись о рождении со слов матери. Постановлением администрации г.Лысьва от 10.08.1993 г. N216-1 над Федосеевым Н.Л.была установлена опека,опекуном назначена Ф. Постановлением Администрации г.Лысьва N 309 от 14.09.1994 г. за Федосеевым Н.Л. было закреплено жилое помещение по адресу п.Невидимка,ул.Трактовая,18. Постановлением N 649 от 08.06.2001 г.закрепление жилья было отменено. Федосеев Н.Л.состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа с 10.07.2001 г.(его номер в льготной очереди -40 );в собственности жилья не имеет. 31.08.2010 г.Федосеев Н.Л. закончил обучение в ГОУ ВПО " *** 2011 г. был призван и закончил службу в Российской Армии.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд обоснованно исходил из того, что Федосеев Н.Л. обладает статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является лицом, нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, закрепленного жилого помещения не имеет, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, право на получение которого возникло у него по окончании военной службы и которым он не обеспечен.
Суд верно указал, что жилое помещение должно предоставляться Администрацией муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края на эти цели, поскольку в полномочия именно Правительства Пермского края входит исполнение бюджета по тем направлениям и целевым статьям, которые установлены законом о бюджете на соответствующий год. По статье 5 Федерального закона N 159-ФЗ и по статье 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств бюджета Пермского края. Следовательно, расходы на предоставление жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации. Указанные расходы Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края. Администрация Лысьвенского муниципального района, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Федосееву Н.Л., суд правильно учел положения ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" о том,что жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) на семью из одного человека составляет 33 кв.м.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений процессуального законодательства не допустил. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка.Довод апелляционной жалобы о том, что суд сделал необоснованный вывод о необходимости предоставления Федосееву Н.Л. жилого помещения общей площадью 33 кв.м., не является основанием к отмене или изменению решения суда. Действие п.З ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на семью из одного человека 33 кв.м. распространяется также на детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в силу ст. 1 указанного Закона. Поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", следовательно, суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Лысьвеыского городского суда Пермского края от 03.02.2012 г. без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.