Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Змеевой Ю.А. судей Варовой Л.Н.,Высочанской О.Ю. при секретаре Араслановой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Шуплецова А.Г. на решение Свердловского районного суда г.Перми от 13.12.2011 г., которым постановлено:
В исковых требованиях Шуплецову А.Г. об обязании Главного Управления внутренних дел по Пермскому краю (Главное управление Министерства внутренних дел РФ по Пермскому краю) устранить имеющиеся нарушения прав, включить истца в список, о возложении на ответчиков обязанность по предоставлению жилья или жилищного сертификата на него и членов его семьи в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения 18 кв.м. отказать.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А.,пояснения С.-представителя Шуплецова А.Г.,поддержавшего доводы апелляционной жалобы; Т.-представителя УМВД г.Перми,возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шуплецов А.Г. обратился в суд с иском к ГУВД по Пермскому краю, МВД России, УВД по г. Перми, Администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений Администрации г. Перми о возложении обязанности по предоставлению жилья или жилищного сертификата на него и членов его семьи в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что с 09.09.1987 г. по 28.02.2008 г. он проходил службу в органах внутренних дел. Был уволен в связи с выходом на пенсию по ограниченному состоянию здоровья. 10.10.1997 года им был подан рапорт о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На основании ею рапорта должно было быть сформировано учетное дело, однако, вопрос об улучшении жилищных условий и о предоставлении ему жилого помещения не был решен. Своего жилья истец не имеет, его жилищные условия за время службы не изменились,он проживает с матерью, женой и ребенком в однокомнатной квартире, жилой площадью 18,6 кв.м.
Судом постановлено приведенное выше решение,об отмене которого и об удовлетворении его требований просит в апелляционной жалобе,ошибочно названной кассацион-ной,Шуплецов А.Г. по тем основаниям,что судом неправильно установлены обстоятельства дела,и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам.Доводы жалобы сводятся к позиции истца,изложенной в исковом заявлении и к оспариванию позиции ответчика. Заявитель указывает также,что свидетель Х.-бывший непосредственный руководитель истца,допрошенные в суде свидетели достоверно подтвердили факт написания и подачи истцом рапорта о постановке в очередь.Судом,по мнению заявителя, сделан неправильный вывод о добровольном ухудшении им жилищных условий и об отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий,поскольку независимо от регистрации фактически он проживал с членами семьи из трех человек и с матерью в квартире по ул. ****; приватизация является его правом,а не обязанностью.
В Возражениях на апелляционную жалобу Администрация города Перми и Управление МВД России по Пермскому краю указывают,что оснований для отмены решения суда нет.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов,изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 30 Закона РСФСР N 1026-1 от 18.04.1991 г."0 милиции"(в редакции от 15.06.1996 г.),лицам, принятым на службу в милицию, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется местными Советами народных депутатов, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Советом Министров РСФСР.
Как следует из ст. 30 указанного закона в последующих редакциях (31.03.1999 г. и 29.12. 2000 г.),сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению со службы в органах внутренних дел, имеющих право на получение жилья за счет средств федерального бюджета,а также порядок получения указанными лицами государственных жилищных сертификатов установлены Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства,утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г.N 1054.
Свои требования истец обосновал тем,что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий; в 1997 г. им был подан рапорт о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,который в 2009 г. был им переписан той же датой,что первоначальный.
Как установлено судом первой инстанции, Шуплецов А.Г. проходил службу в органах внутренних дел с 09.09.1987 г. по 28.02.2008 г. Приказом N 341 от 28.02.2008 г. был уволен из органов внутренних дел по п. "з" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья).Выслуга лет истца в календарном исчислении составляет 22 года 04 месяца 12 дней.В соответствии с обменным ордером от 12.04.1988 г.,Шуплецов А.Г., проживавший в 4-х комнатной квартире N ****, вселился один в однокомнатную квартиру N **** (жилой пл. 18,6 кв.м.)в связи с разъездом в порядке размена ранее занимаемого жилого помещения. В мае 1988 г. истец зарегистрировался в указанном жилом помещении и проживает в нем. 06 декабря 2005 г. в том же жилом помещении была зарегистрирована мать истца Шуплецова А.А.( проживавшая и зарегистрированная с 01.06.1988 г. по 22.11.2005 г. по адресу ****). В дальнейшем, 25 января 2006 г. Администрацией Свердловского района г. Перми и Шуплецовой А.А. был заключен договор безвозмездной передачи квартиры по ул. **** в собственность Шуплецовой А.А.При этом,Шуплецов А.Г. от участия в приватизации данного жилого помещения отказался. Судом исследованы рапорт Шуплецова А.Г.,датированный 10.10.1997 г.,списки сотрудников,нуждающихся в улучшении жилищных условий за период с 1997 г. по 2007 г.и по состоянию на 15.12.2010 г., в которых фамилия истца не значится.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того,что рапорт о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1997 г. истцом в установленном порядке не был подан;нуждающимся в улучшении жилищных условий он не являлся;с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в орган местного самоуправления по месту жительства не обращался; ни нуждающимся в жилом помещении,ни малоимущим в установленном порядке признан не был.
Выводы суда являются правильными,основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела.
Так,из проведенного судом анализа нормативных актов,действующих в период с 1997 года (ст.ст.29,30,31 ЖК РСФСР,п.7 Постановления СМ РСФСР от 31.07.1984 г. N 335 "О порядке учета граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР",п.6.1 решения ИК Пермского областного СНД от 16.08.1988 г. N 102 "О правилах учета граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Пермской области",п.2 решения ИК Пермского городского СНД от 04.05.1989 г. N 277 "О размере предоставления жилой площади гражданам, проживающим в г.Перми") следует,что в указанный истцом период (в 1997 г.) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимались граждане,имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека 6,5 кв.м. и ниже.В соответствии с п.п.6,7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства(утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. N 1054), основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законом Пермской области от 30.01.2005 г. N 2694-601 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,предоставляемых по договорам социального найма" установлено,что нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.Решением Пермской городской Думы N 103 от 30.05.2006 г. "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.Согласно п.2 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц,нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению жилой площади(утвержденного Приказом МВД РФ от 24.05.2003 года N 345 "Об упорядочении учета лиц,нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади в органах внутренних дел")постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россисйкой Федерации, актами органов местного самоуправления,нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом.
Истец утверждает,что в 1997 г. им был подан рапорт о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,который был им переписан тем же годом в 2009 г.Однако,как следует из указанных выше нормативных актов,для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий недостаточно только рапорта сотрудника органов внутренних дел.Он должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Доказательств признания истца в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет нуждающихся не имеется.Так, суду не представлено доказательств обращения истца с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органы местного самоуправления и о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.Не имеется и доказательств соблюдения истцом порядка постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий сотрудников органов внутренних дел. Кроме того,как правильно указал суд,истец не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Так,из имеющихся документов следует,что в 1997 г. истец был нанимателем жилого помещения-однокомнатной квартиры по ул. ****,жилой площадью 18,6 кв.м., числился проживающим в квартире один,то есть был обеспечен жилой площадью в размере, значительно превышающем норму нуждаемости (6,5 кв.м.). В 2009 г. истец также не был нуждающимся в улучшении жилищных условий,поскольку проживал в той же квартире, принадлежащей его матери на основании договора приватизации, совместно с матерью Шуплецовой А.А. Общая площадь квартиры составляет 32,8 кв.м.,что превышает учетную норму составляющую на двух человек 24 кв.м. Достоверных доказательств того,что истцом ответчику предоставлялись необходимые для постановки на учет нуждающихся документы, в том числе,о фактическом составе семьи,не имеется.
Как следует из п.п.29,30 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства,утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г.N 1054;п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы",утв.Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 г.,одним из условий возникновения права уволенных со службы сотрудников органов внутренних дел на получение жилищного сертификата или социальной выплаты удостоверяемой сертификатом, является их постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. В данном случае ни это условие,ни порядок обращения за предоставлением жилищного сертификата истцом не соблюдены.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела,доводы сторон,которым дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ,судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Свердловского районного суда г.Перми от 13.12.2011 г. без изменения, апелляционную жалобу Шуплецова А.Г. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.