Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Бузмаковой О.В. и судей Ворониной Е.И., Валуевой Л.Б. при секретаре Горлановой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 11 апреля 2012 г. дело по апелляционной жалобе Рязанова И.М. на решение Уинского районного суда Пермского края от 14 февраля 2012 года, которым постановлено:
Рязанову И.М. в исковых требованиях о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период прохождения военной службы по призыву с 19.11.1973 года по 18.11.1976 года, отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения истца Рязанова И.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рязанов И.М. обратился с иском к отделу Пенсионного фонда РФ в Уинском районе Пермского края о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы по призыву. В обоснование своих требований указывает, что 03.10.2011 года комиссия отдела Пенсионного фонда РФ в Уинском районе Пермского края приняла решение об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 6 п.1 ст.28 ФЗ N173 "О трудовых пенсиях в РФ" ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Отказ мотивирован следующим: для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 п.1 ст.27 и подпунктами 7-9 п.1 ст.28 данного федерального закона, в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом период военной службы в армии (Рязанов И.М. проходил службу по призыву в частях Северного флота с 19.11.1973 года по 18.11.1976 года), а также иной, приравненной к ней службе не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N25 / "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии". С вынесенным решением истец не согласился, со ссылкой на нормы материального права и правовую позицию Конституционного Суда РФ, отраженную в Постановлении от 29.01.2004 года N 2 указывал на незаконность решения пенсионного органа. Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N173, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
В соответствии с решением комиссии отдела пенсионного фонда РФ в Уинском районе от 03.10.2011 года N15 в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включено 5 лет 5 месяцев 5 дней.
В настоящее время ему необходимо включение в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву в районе Крайнего Севера с 19.11.1973 года по 18.11.1976 года для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Рязанов И.М. настаивал на доводах искового заявления.
Представитель ответчика иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Рязанов И.М. В обоснование жалобы указывается, что В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в РФ" военная служба с учетом п.2, 4 указания Министерства социального обеспечения РСФСР от 01.10.1991 года N 1-98-У при назначении пенсии включалась военная служба в районах Крайнего Севера на атомной подводной лодке. При этом применялась судебная практика с зачетом в льготный стаж работы периодов службы в Армии, включая срочную и сверхсрочную. Пенсионные права в части включения периодов работы, приобретенные застрахованными лицами по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства были сохранены нормами ст.30 ФЗ от 17.12.2001 года N173-Ф3 в целях определения страховой части трудовой пенсии. Конституционный суд РФ в постановлении от 29 января 2004 года N2-11 указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Кроме того, согласно Постановлению Минтруда РФ от 1 7.10.2003 года N70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" можно применять "старое". Законодательство. Кроме того, на основании Закона 1993 года N941 "О статусе военнослужащих" в льготный стаж включалась служба по призыву в районах Крайнего Севера на атомной подводной лодке. Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N173, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Ст. 10 Закона о "Статусе военнослужащих" указывает, что "время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда...".
В возражениях на апелляционную жалобу, поступивших в судебную коллегию, ответчик указывает на несостоятельность доводов истца, поставлен вопрос об оставлении решения суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, заслушав пояснения Рязанова И.М. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
При этом решение суда в соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;
Как следует из материалов дела, Рязанов И.М. 19.09.2011 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста по п.п.6 п.1 ст.28 Федерального Закона от 27.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Согласно протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 03.10.2011 года отдела Пенсионного фонда РФ в Уинском районе Пермского края в специальный стаж работы Рязанова И.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.6 п.1 ст.28 Закона о трудовых пенсиях в РФ включены периоды работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера - с 09.08.1979 года по 14.04.1980 года, с 30.05.1980 года по 15.07.1980 года, с 28.02.1985 года по 29.04.1986 года, всего 5 лет 5 месяцев 5 дней. Рязанов И.М. - 12.12.1954 года рождения, в возрасте 56 лет право на досрочную пенсию по указанному основанию не имеет.
Истец Рязанов И.М.. заявляя о несогласии с решением пенсионного органа, просил суд включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением возраста период прохождения военной службы по призыву с 19.11.1973 года по 18.11.1976 года в районе Крайнего Севера.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ч. 1 статьи 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ в 19 постановления от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" также разъяснил, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Рязанова И.М., суд, правильно применив нормы материального права, регулирующие вопросы начисления специального стажа, пришел к выводу о необоснованности заявленных требований. Оценивая доводы истца, суд первой инстанции правильно исходил из того, что действующее пенсионное законодательство не позволяет включать период военной службы в районах Крайнего Севера в специальный трудовой стаж в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию с уменьшением пенсионного возраста в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Закона о трудовых пенсиях в РФ.
Следует отметить, что и по ранее действующему пенсионному законодательству время военной службы засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из толкования ст.ст.14, 88, 90 Закона РФ от 20.11.1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе. Указанная правовая позиция подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2012 года N 19-О-О, согласно которому решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О и от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О).
Выводы суда мотивированы, основаны на правильном применении и толковании норм материального права, оснований не согласиться с судом первой инстанции судебная коллегия не находит.
Ссылка заявителя на Указание Минсоцобеспечения РСФСР от 01.10.1991 года "О перерасчете и назначении пенсий с 1 января 1992 года в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" не влечет отмену решения суда, поскольку из п.2.4, на который ссылается истец, следует, что при назначении пенсии по ст. 14 Закона включается военная и иная служба, предусмотренная ст.90, проходившая в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к этим районам, в том случае, если пенсия назначается при наличии стажа не менее 15 и 20 лет в районах Крайнего Севера либо местностях, приравненных к районам Крайнего Севера соответственно. К спорным отношениям указанная норма не применима.
Тяжелые условия военной службы, на которые указывал истец в судебном заседании сами по себе не являются основанием для включения периода военной службы в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на уменьшение пенсионного возраста, поскольку возможность включения тех или иных периодов работы либо службы в специальный стаж регулируется пенсионным законодательством и не зависит от субъективного мнения истца. Доводы Рязанова И.М. в целом являются результатом ошибочного толкования норм законодательства, а потому не влекут отмену постановленного решения суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уинского районного суда Пермского края от 14 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рязанова И.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.