Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего судьи Няшина В. А., судей Позолотиной Н. Г., Мезениной М. В., при секретаре Горлановой Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 мая 2012 г. в г. Перми дело по апелляционной жалобе администрации Александровского муниципального района Пермского края на решение Александровского городского суда Пермского края от 14 февраля 2012г., которым постановлено:
Признать действия администрации Александровского муниципального района Пермского края по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на полигоне п. Всеволодово-Вильва незаконными.
Возложить на администрацию Александровского муниципального района Пермского края обязанность устранить нарушения в сфере санитарного законодательства, для чего обязать осуществить мероприятия по разработке плана рекультивации полигона, расположенного в районе Северной части п. Всеволодово-Вильва, г. Александровска Пермского края, не отвечающего действующим санитарным требованиям.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Мезениной М. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Восточное территориальное управление Роспотребнадзора по Пермскому краю (далее - управление) обратилось в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Александровского муниципального района Пермского края (далее -администрация), просит признать действия администрации по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на полигоне п. Всеволодо-Вильва с нарушением требований санитарного законодательства, незаконными. Обязать администрацию устранить нарушения в сфере санитарного законодательства следующим образом: организовать мероприятия по разработке плана рекультивации объекта захоронения, не отвечающего действующим санитарным требованиям.
Представитель администрации Александровского муниципального района в судебном заседании с требованиями не согласилась.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Александровского муниципального района просит решение суда отменить. Указывает, что при вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права. Факт того, что при землеотводе в 1997 г. администрацией нарушено законодательство, не установлен и предметом спора в суде не был. У суда нет оснований полагать, что ТБО не имеет правового статуса полигона ТБО и является несанкционированной свалкой, и что земельный участок нуждается в придании какого-либо правового статуса. Суд неправильно применил нормы материального права. Из положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не следует, что администрация района сама обязана осуществлять эксплуатацию полигона ТБО, она обязана организовать эту эксплуатацию, например, путем создания для этой цели муниципального предприятия или путем привлечения иного хозяйствующего субъекта на договорной основе, что и было сделано. Санитарные Правила СП 2.1.7.1038-01 являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигона ТБО. Нарушения, допущенные эксплуатирующей организацией, не свидетельствуют, что администрация района ненадлежащим образом выполнила свои обязанности по организации утилизации и переработке отходов.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.Аналогичным образом полномочия органов местного самоуправления Александровского муниципального района регламентированы в Уставе Александровского муниципального района
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель и т.д.
Судом первой инстанции установлено, что на земельном участке, расположенном в районе Северной части п. Всеволодово-Вильва расположен полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый с нарушением санитарного законодательства, законодательства об обороте отходов производств и потребления и об охране окружающей среды.
В нарушение требований СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" и СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий" данный полигон не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, не организован производственный контроль за его эксплуатацией, отсутствуют ограждения, складирование ТБО осуществляется не по рабочей карте и не в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, устройство полигона ТБО осуществлено не в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
Данные обстоятельства нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду закреплённое в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Судом первой инстанции учтено, что предметом заявленных требований являлось оспаривание бездействия органов местного самоуправления именно по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, заявлено требование о возложении обязанности осуществить мероприятия по разработке плана рекультивации полигона ТБО, не отвечающего санитарным требованиям. Требования управления направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления полномочий, возложенных на него федеральным законом, и на защиту прав жителей Александровского муниципального района на благоприятную окружающую среду.
Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований.
Передача специализированным организациям некоторых функций в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых отходов не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции. При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления и с наличием финансовой возможности.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что действия ответчика нарушают права и законные интересы неопределённого круга лиц.
Совокупности собранных по данному делу доказательств судом дана надлежащая оценка, выводы суда должным образом мотивированы. Оснований для переоценки исследованных судом доказательств, на чем фактически настаивает в апелляционной жалобе ответчик, суд апелляционной инстанции не находит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда в данной части, по делу не установлено.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации Александровского муниципального района Пермского края на решение Александровского городского суда Пермского края от 14 февраля 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.