Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е. при секретаре Нициевской Л.Н., с участием Габаева Т.Х., представителя административного органа Т1., представителя администрации Большесосновского муниципального района Пермского края К1., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми 13 апреля 2012 года жалобу Габаева Т.Х. на решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 21 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
24 октября 2011 года начальником отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Н. в отношении Габаева Т.Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, согласно которому администрацией Большесосновского муниципального района, /должность/ которого является Габаев Т.Х., была нарушена ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в частности Индивидуальному предпринимателю Т. путем отказа в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ****, площадью 40 кв.м., в аренду для целей, не связанных со строительством, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке по совершению сделок с землей в границах Большесосновского муниципального района.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю У. от 29 ноября 2011 года /должность/ администрации Большесосновского муниципального района Пермского края Габаев Т.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Габаев Т.Х. обратился с жалобой на постановление в Ленинский районный суд г.Перми, в которой просил постановление отменить, ссылаясь на недоказанность его вины в совершении вменённого ему административного правонарушения.
В судебном заседании в районном суде Габаев Т.Х. и его защитник К1. доводы, изложенные в жалобе, поддержали, просили об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу.
Представитель административного органа Т1. возражала в суде против удовлетворения жалобы.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Перми от 21 февраля 2012 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Габаева Т.Х. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Габаев Т.Х. просит отменить решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 21 февраля 2012 года, производство по делу прекратить, указав на то, что судья районного суда при вынесении решения не учел, что за месяц до привлечения его к ответственности был проведен аукцион по предоставлению земельного участка, в котором участвовали все заинтересованные лица, суд неверно указал, что целевое назначение земельного участка изменено постановлением /должность/ администрации Большесосновского муниципального района от 07.07.2010 года, поскольку фактически постановление было принято /должность/ Большесосновского сельского поселения К.; судья пришел к неверному выводу о том, что он должен нести ответственность за нарушение требований антимонопольного законодательства за действия лица, ранее занимавшего /должность/; судья необоснованно принял во внимание решение Арбитражного суда Пермского края от 28.02.2011 года, поскольку Арбитражный суд и УФАС были введены в заблуждение, так как обращение Т. администрацией было разрешено 25 июня 2010 года путем направления ему ответа на заявление от 27 мая 2010 года.
В судебном заседании в краевом суде Габаев Т.Х. поддержал изложенные в жалобе доводы. Считает, что оснований для привлечения его к административной ответственности не имелось, поскольку после обращения Т. к нему на личный прием, он направил Т. письмо, в котором повторил ранее данный Т. ответ на заявление от 27 мая 2010 года, с заявлением о предоставлении земельного участка Т. к нему не обращался. Также полагает, что не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку согласно Положению о порядке предоставления земельных участков на территории Большесосновского района решение о предоставлении земельного участка в аренду или собственность принимает /должность/ Большесосновского муниципального района, а не /должность1/ администрации, своим письмом он не создал препятствий к осуществлению деятельности индивидуальным предпринимателем Т. Также ссылался на то, что факт нарушения антимонопольного законодательства решением Арбитражного суда Пермского края от 8 февраля 2011 года не установлен.
Представитель администрации Большесосновского муниципального района Пермского края К1. поддержала доводы, приведенные Габаевым Т.Х., полагала, что решение судьи районного суда и постановление должностного лица подлежат отмене.
Представитель административного органа Т1. просила решение судьи районного суда оставить без изменения, жалобу Габаева Т.Х. - без удовлетворения. Пояснила, что факт нарушения антимонопольного законодательства администрацией Большесосновского муниципального района установлен решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, факт незаконного отказа администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, выраженного в письме от 11 октября 2010 года по заявлению ИП Т., в предоставлении земельного участка установлен решением Арбитражного суда Пермского края от 28 февраля 2011 года, вступившим в законную силу. Считает, что в действиях Габаева Т.Х. содержится состав вмененного административного правонарушения.
Т., привлеченный к участию в деле в качестве потерпевшего, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, судья краевого суда оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда не находит.
В соответствии с ч.1 ст.14.9 КоАП РФ (в ред. от 17.07.2009) действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства от 14 апреля 2011 года установлен факт нарушения Администрацией Большесосновского муниципального района ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в частности Индивидуальному предпринимателю Т. путем отказа в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ****, площадью 40 кв.м., в аренду для целей, не связанных со строительством, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке по совершению сделок с землей в границах Большесосновского муниципального района.
В силу ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Частью 5 ст. 39 данного Закона установлено, что если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушении, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
24 октября 2011 года начальником отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Н. в отношении /должность/ администрации Большесосновского района Пермского края Габаева Т.Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9КоАПРФ.
Согласно части 1 ст. 15 Федерального закона от 26 мая 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 года N 164-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регламентирован ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу п.3 ст.34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с п.4 ст.34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п.5 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Принимая решение по делу об административном правонарушении, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении Габаевым Т.Х. административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что Габаев Т.Х. назначен на /должность/ администрации Большесосновского муниципального района решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 8 июля 2010 года.
11 октября 2010 года администрацией Большесосновского муниципального района Пермского края за подписью /должность/ администрации Габаева Т.Х. Т. было направлено письмо, которым сообщалось, что заявление о предоставлении земельного участка в аренду по адресу: Пермский край, Большесосновский район, ****, предполагаемой площадью 40 кв.метров, для осуществления предпринимательской деятельности сроком на 5 лет, рассмотрено. В письме указывается, что земельный участок в соответствии с Генеральным планом территории относится к землям общего пользования, в связи с чем земельный участок не может быть предоставлен для осуществления предпринимательской деятельности. Также сообщено, что за несвоевременные ответы на заявления, поданные Т. 27 мая 2010 года, должностные лица, допустившие нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28 февраля 2011 года отказ Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края в предоставлении земельного участка Индивидуальному предпринимателю Т., выраженный в письме от 11 октября 2010 года, признан незаконным. Суд установил, что отказ нарушает требования закона, права и законные интересы Т. в сфере предпринимательской деятельности.
Суд также установил, что Т. обратился 27 мая 2010 года в администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, которое соответствует положениям пункта 3 статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации.
С учетом указанных фактов, которые установлены компетентными органами, и доказательств по делу, которым судьей районного суда дана оценка по правилам, установленным статьёй 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях Габаева Т.Х. состава вменённого административного правонарушения.
Ссылка Габаева Т.Х. на то, что 27 мая 2010 года он не являлся /должность/ администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, Т. к нему с заявлением о предоставлении земельного участка не обращался, отмену решения судьи районного суда не влечет.
Из объяснения Габаева Т.Х., материалов дела следует, что письмо Т. от 11 октября 2010 года было направлено в связи с обращением Т. на личный прием к /должность/ администрации Большесосновского муниципального района Пермского края Габаеву Т.Х. по поводу преимущественного права на предоставление земельного участка.
Габаеву Т.Х. в связи с обращением к нему индивидуального предпринимателя Т. стало известно о том, что Т. обратился в администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в аренду сроком на 5 лет.
Утверждение Габаева Т.Х. о том, что он в письме повторил содержание ранее направленного Т. письма, не свидетельствует о том, что в этом письме не содержится отказ в предоставлении земельного участка Т. с учетом установления Арбитражным судом Пермского края факта неправомерного отказа Т. в предоставлении земельного участка, содержащегося в письме от 11 октября 2010 года.
Доводы Габаева Т.Х. о том, что решением Арбитражного суда Пермского края от 28 февраля 2011 года не был установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, отмену решения судьи районного суда не влекут, поскольку факт нарушения антимонопольного законодательства администрацией Большесосновского муниципального района Пермского края, /должность/ которого является Габаев Т.Х., установлен решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства от 14 апреля 2011 года
Доводы жалобы Габаева Т.Х. о том, что он не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, поскольку его действия не имеют правовых последствий, так как решение о предоставлении земельного участка в аренду или собственность принимает /должность/ Большесосновского муниципального района, являются не состоятельными.
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиям по решению вопросов местного значения полномочиям для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ глава местной администрации, осуществляющий свои полномочии на основе контракта, в частности, обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Компетенция /должность/ администрации Большесосновского муниципального района установлена ст.32 Устава Большесосновского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Большесосновского района от 22 июня 2005 года N **.
Решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района от 28 января 2009 года N ** утверждено было Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории Большесосновского муниципального района, которое действовало на момент обращения Т. в администрацию Большесосновского муниципального района.
Габаев Т.Х., утверждая, что не он, а /должность/ Большесосновского муниципального района до декабря 2010 года принимал решения о предоставлении испрашиваемых земельных участков, ссылается на данное Положение.
В соответствии с указанным Положением заявление о предоставлении земельного участка подаются заинтересованными лицами в администрацию района. Администрация муниципального района:
а) регистрирует заявление в книге общей входящей корреспонденции;
б) в целях реализации принципов открытости и публичности уполномоченная землеустроительная организация организует публикацию извещения о приеме заявлений на испрашиваемый земельный участок у других претендентов с указанием семидневного срока приема заявлений. В случае если в течение установленного срока не поступило дополнительных заявлений, то земельный участок предоставляется в аренду без торгов;
в) в случае поступления дополнительных заявлений в администрацию Болыпесосновского муниципального района на данный земельный участок уполномоченная землеустроительная организация организует аукцион на приобретение права аренды или собственности (что указано в заявлении и в публикации) на земельный участок;
г) по истечении 7 дней, если не поступило дополнительных заявлений, гражданин подает дополнительно заявление в уполномоченную землеустроительную организацию, которая проводит работы по установлению границ земельного участка (межевание земельного участка).
Землеустроительная организация в месячный срок на основании заявления заинтересованного лица и за его счет выполняет работы по межеванию земельного участка (межевой план);
д) /должность/ Большесосновского муниципального района на основании схемы расположения земельного участка в двухнедельный срок принимает решение (постановление) о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду или собственность (п.2.2.2.).
Таким образом, до принятия решения /должность/ Большесосновского муниципального района администрацией района должны быть произведены действия, указанные в подпунктах а-г п.2.2.2 Положения.
Местной администрацией руководит глава местной администрации.
Таким образом, отказав Т. письмом от 11.10.2010 года в предоставлении земельного участка и не выполнив указанные в подпунктах а-г п.2.2.2 Положения действия, Габаев Т.Х. допустил нарушения положений ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности индивидуальным предпринимателем Т.
Не влекут отмену решения судьи районного суда доводы жалобы о том, что судья не учел, что за месяц до привлечения Габаева Т.Х. к ответственности был проведен аукцион по предоставлению земельного участка, в котором участвовали все заинтересованные лица, поскольку устранение нарушения может быть учтено при назначении наказания, но не освобождает лицо от административной ответственности.
Доводы жалобы о том, что судья неверно указал, что целевое назначение земельного участка изменено постановлением /должность/ администрации Большесосновского муниципального района от 07.07.2010 года, поскольку фактически постановление было принято /должность1/ Большесосновского сельского поселения, основанием к отмене решения не являются, поскольку не влияют на правильные выводы судьи районного суда о наличии в действиях Габаева Т.Х. состава вмененного административного правонарушения.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Габаева Т.Х. допущено не было.
При таком положении оснований к отмене решения судьи районного суда, как и постановления по делу об административном правонарушении, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
РЕШИЛ:
решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 21 февраля 2012 года оставить без изменения, жалобу Габаева Т.Х. - без удовлетворения.
Судья Л.Е. Хрусталева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.