Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А. А.,
судей Лапухиной Е. А., Веретновой О. А.
при секретаре Колывановой Е. Ю.
с участием прокурора Левыкиной Л. Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 14 мая 2012 года дело по апелляционному представлению прокурора Чердынского района Пермского края на решение Чердынского районного суда Пермского края от 13 февраля 2012 года, которым установлен в отношении Усова А. В. административный надзор на срок один год и ограничения в виде запрещения вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 23-00 и до 06-00 час, являться на регистрацию в органы внутренних дел по месту жительства два раза в месяц.
В части установления ограничения в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории отказано.
Заслушав доклад судьи Веретновой О. А., заключение прокурора Левыкиной Л. Л., полагавшей, что решение подлежит отмене в части установления срока административного надзора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ОИК- ** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Усова А. В., дата рождения на срок один год.
Одновременно заявитель просил применить в отношении Усова А. В. следующие офаничения:
- запретить выезд за установленные судом пределы территории;
- обязать явкой на регистрацию от одного до четырех раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства;
- запретить пребывание вне жилого помещения в ночное время суток с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
В судебном заседании представитель заявителя заявление поддержал.
Заинтересованное лицо Усов А. В. на установление в отношении него административного надзора был согласен.
Участвовавший в деле прокурор полагал возможным удовлетворить заявление, установить в отношении Усова А. В. административный надзор сроком на один год и установить ограничения в виде возложения обязанности являться на регистрацию и запретить пребывание вне жилого помещения в ночное время.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор просит об отмене решения, считая его постановленным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении, судебная коллегия приходит к следующему:
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 26.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральным законом N 64-ФЗ от 06.04.2011 г. "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии с частями 1, 3 статьи 3 указанного Федерального закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
тяжкого или особо тяжкого преступления;
преступления при рецидиве преступлений;
умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и(или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и(или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 указанного Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации до погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно статье 4 Закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
запрещение пребывания в определенных местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Частью 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Как видно из материалов дела, приговором Лысьвенского городского суда Пермского края от 23 апреля 2009 года Усов А. В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением наказания в виде лишения свободы на срок 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, освободился 27 февраля 2012 года условно досрочно на 2 года 8 месяцев 27 дней.
Удовлетворяя заявление, суд правильно исходил из наличия основания, предусмотренного законом для установления административного надзора непогашенной и неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, совершение преступления при рецидиве преступлений.
Эти обстоятельства, с учетом характеристики, правильно учтены при выборе конкретных административных ограничений.
Между тем, при установлении срока административного надзора - 1 год, суд не учел требований пункта 2 части 1 статьи 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" N 64-ФЗ от 06.04.2011 г.
Исходя из требований данной правовой нормы административный надзор за лицами, указанными в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 Федерального закона, определяется на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Поскольку Усов А. В. осужден по части 2 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации, срок для погашения судимости установлен законодателем - шесть лет, он освобожден из мест отбывания наказания 27 февраля 2012 года условно досрочно, следовательно, наказания не отбыто, поэтому срок административного надзор должен быть определен шесть лет.
Состоявшееся решение в части установления административного надзора подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения - установления срока административного надзора Усову А. В. - шесть лет.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чердынского районного суда Пермского края от 13 февраля 2012 года в части установления Усову А. В. срока административного надзора - один год, отменить.
Принять в этой части новое решение: Установить в отношении Усова А.В., дата рождения административный надзор на срок 6 лет.
В остальной части решение Чердынского районного суда Пермского края от 13 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.