Заместитель председателя Пермского краевого суда А.И. Бестолков, рассмотрев жалобу /должность/ Общества с ограниченной ответственностью " Название" К. на постановление мирового судьи судебного участка N 8 Индустриального района г. Перми от 16.12.2011 г. и решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 27.02.2012 г., вынесенные в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью " Название" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
29 ноября 2011 года старшим инспектором ** отдела надзорной деятельности г.Перми по Индустриальному району и Пермскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Пермскому краю в отношении ООО " Название" по результатам плановой проверки составлен протокол N ** об административном правонарушении, предусмотренном ч, 1 ст. 20.6 Кодекса Россисйкой Федерации об административных правонарушениях. В вину ООО " Название" вменялось невыполнение по состоянию на 29 ноября 2011 г. 17:00 предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в зданиях и помещениях Общества, а именно:
1. отсутствует положение о координационном органе единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, не разработаны функциональные обязанности на членов комиссии, план работы комиссии на год (п. 6, абз. 4 п. 7, п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций");
2. /должность/ К., члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности не обучены действиям в чрезвычайных ситуациях (пп. "в" ст. 14 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановление Правительства РФ от 04 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Приказ МЧС России от 19 января 2004г. N19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований");
3. работники организации не обеспечены (на 100% от общей численности работников) средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогазами) (п. 4, абз. 3 п. 7, абз. 4, 5 п. 8 главы 2 Приказа МЧС России от 21 декабря 2005 г. N 993 "Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", п. 2 Постановления Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера");
4. не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации (п. "ж" ст. 14 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 134O).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Индустриального района г.Перми от 16.12.2011 г. ООО " Название" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 30).
Решением судьи Индустриального района г. Перми от 27.02.2012 г. постановление мирового судьи судебного участка N 8 Индустриального района г. Перми от 16.12.2011г. оставлено без изменения, жалоба ООО " Название" - без удовлетворения (л.д. 63-64).
В жалобе и дополнении к ней /должность/ ООО " Название" К. ставит вопрос об отмене принятых по делу постановлений. По мнению заявителя, в действиях юридического лица отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Общество не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и на него не распространяются требования Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. N 794; отсутствие Положения о координационном органе единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не является событием административного правонарушения. Считает, что на него, как руководителя Общества, не распространяются положения Приказа МЧС N 19 от 19.01.2004 г. Вывод суда о том, что Общество расположено в зоне возможного опасного химического заражения, ничем не подтвержден. Полагает, что у должностного лица отсутствовали полномочия для проведения проверки 29.11.2011 г.
Дело истребовано от мирового судьи судебного участка N 8 Индустриального района г. Перми 27.03.2012 г., поступило в Пермский краевой суд 06.04.2012 г.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы /должность/ ООО " Название", нахожу их обоснованными, постановление мирового судьи судебного участка N 8 Индустриального района г. Перми от 16.12.2011 г. и решение судьи Индустриального района г. Перми от 27.02.2012 г. подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Признавая ООО " Название" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья исходил лишь из установленного факта невыполнения Обществом обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом мировым судьей не установлено, есть ли вина ООО " Название" в совершении конкретного нарушения. Ссылка в обжалуемом постановлении на то, что вина ООО " Название" подтверждается протоколом об административном правонарушении от 29.11.2011 г., договором аренды от 01.10.2011 г., свидетельством о постановке на налоговый учет, распоряжением о проведении проверки от 25.10.2011 г., носит формальный характер.
Исходя из смысла ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для установления вины ООО " Название" в совершении правонарушения мировому судье необходимо было исследовать вопрос о том, имелась ли у ООО " Название" возможность для соблюдения обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003г. N 794, Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340, ФЗ от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ, Приказом МЧС России от 21 декабря 2005 г. N 993, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и были ли данным юридическим лицом приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Этот вопрос, входящий в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, мировым судьей исследован не был.
Из материалов дела следует, что мировым судьей не выяснялся вопрос о том, каким видом деятельности занимается ООО " Название", является ли Общество объектом, к которому установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Устав ООО " Название" истребован не был. Данные о том, что ООО " Название" попадает в зону возможного опасного химического заражения в случае аварии на ОАО " Название1", в материалах дела отсутствуют. Сведений об уведомлении ООО " Название" о его расположении в зоне возможного опасного химического заражения не имеется.
Учитывая, что названные обстоятельства при рассмотрении дела не выяснялись, вина ООО " Название" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, фактически была не установлена.
Судья Индустриального районного суда г. Перми решением от 27.02.2011 г. указанные нарушения не устранил.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка N 8 Индустриального района г. Перми от 16.12.2011 г. и решение судьи Индустриального района г. Перми от 27.02.2012 г., вынесенные в отношении ООО " Название" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть признаны законными, подлежат отмене.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене указанных постановлений и о прекращении производства по делу.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которьк были вынесены указанные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N 8 Индустриального района г.Перми от 16.12.2011 г. и решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 27.02.2012 г. по делу об административном правонарушении в отношении ООО " Название" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в отношении ООО " Название" прекратить.
Заместитель председателя Пермского краевого суда А.И. Бестолков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.