Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Киселевой Н.В.
Судей Фомина В.И,Нечаевой Н.А.
При секретаре Кармановой Ж.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 21 мая 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 02 марта 2012 года, которым постановлено:
Требования прокурора г.Краснокамска в интересах Лоханиной Е.С. удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию Краснокамского муниципального района предоставить Лоханиной Е.С. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А, объяснения Лоханиной Е.С. том, что ей должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Краснокамска обратился в суд с требованием о внеочередном предоставлении жилого помещения Лоханиной Е. С, которая является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончила общеобразовательное учреждение, является нуждающейся в предоставлении жилого помещения, состоит в очереди на получение жилья.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Лоханина Е.С. иск поддержала.
Представитель Администрации Краснокамского муниципального района против удовлетворения иска не возражала.
Представитель Администрации Оверятского городского поселения в суд не явился.
Представитель Министерства социального развития в суд не явился, извещался.
Представитель Правительства Пермского края в суд не явился.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в суд не явился.
Представитель Министерства финансов Пермского края в суд не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края просит решение суда отменить, поскольку суд в резолютивной части решения не указал площадь жилого помещения, которое должно быть предоставлена Лоханиной Е.С. по договору социального найма, что может в дальнейшем затруднить исполнение решения суда. Просит принять новое решение, указав норму предоставления жилого помещения истцу не менее 10 кв.м., исходя из решения думы Краснокамского городского поселения от 26.11.2008 года.
В возражениях прокурор г. Краснокамска просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проанализировав доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим изменению в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года ).
На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 N 1939-419. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м -для одиноких граждан.
Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют
9) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
В судебном заседании установлено, что Лоханина Е.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей.
На основании распоряжения администрации Оверятского городского поселения от 21. 09.2007г. Лоханина Е.С. была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
18.0б.2009г. Лоханина Е.С. получила диплом об окончании средней общеобразовательной школы.
Сведений о наличии в собственности Лоханиной Е.С. жилых помещений не имеется.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд обоснованно исходил из того, что Лоханина Е.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Суд верно указал о том, что жилое помещение должно предоставляться истцу Администрацией Краснокамского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст.ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Лоханиной Е.С, необходимо учесть положения ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", из которой следует, что жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м -для одиноких граждан.
Таким образом, Лоханиной Е.С. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не мене 33 кв.м., в указанной части решение суда подлежит изменению.
Поскольку исходя из положений статьи 5 Федерального закона N 159-ФЗ и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств бюджета Пермского края, следовательно, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а Администрация Краснокамского муниципального района, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
Довод апелляционной жалобы Министерства социального развития Пермского края о том, что Лоханиной Е.С. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 10 кв.м., не влияет на законность вынесенного судом решения, поскольку основан на неверном толковании норм материального права, приведенного выше.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснокамского городского суда Пермского края от 2 марта 2012 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Возложить обязанность на Администрацию Краснокамского муниципального района предоставить Лоханиной Е.С. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района общей площадью не менее 33 кв.м. за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.