Заместитель председателя Пермского краевого суда П.Н. Сурков, рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Закрытого акционерного общества " ***", на постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от 26.12.2011 г., решение судьи Пермского краевого суда от 14.02.2012 г."
установил;
Постановлением судьи Соликамского городского суда Пермского края от 26.12.2011 г. ЗАО " ***" признано виновным в совершении административного) правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток на производственном объекте, расположенном в г. Соликамске, ул. **** (л.д. 139-142).
Решением судьи Пермского краевого суда от 14.02.2012 г. постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от 26.12.2011 г. оставлено без изменения, жалоба ЗАО " ***" без удовлетворения (л.д. 174-177).
В надзорной жалобе ЗАО " ***", поступившей в Пермский краевой суд 16 мая 2012 г., поставлен вопрос об отмене судебных актов в связи с нарушением корм материального права.
Дело об административном правонарушении было истребовано и поступило в Пермский краевой суд 01.06.2012 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи Соликамского городского суда Пермского края от 26.12.2011 г. и решения судьи Пермского краевого суда от 14.02.2012 г., не нахожу.
В соответствии со ст. 8-2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также частью 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п.3,4, п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить в определенном порядке. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Из материалов дела следует, что 27 октября 2011 года ЗАО " ***" не обеспечило на земельном участке, расположенном по адресу: г. Соликамск, ул. ****, при временном хранении навалом на открытой площадке отходов и лома черных металлов соблюдение норм пунктов 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, статей 11, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": поверхность хранящихся навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки складирования отходов не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия, отсутствует обваловка по периметру площадки складирования отходов и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 31.10.2011 г. (л.д. 18-20); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.10.2011 г. (л.д. 3 - 5).Довод надзорной жалобы о том, что судебными инстанциями дано неверное толкование понятий "отходов и лома черных металлов" не может повлечь отмену состоявшихся судебных постановлений в силу следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ломом и отходами цветных и (или) черных металлов являются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
При этом, исходя из содержания главы 1 указанного Закона (Общие положения), понятие "лом и отходы цветных и (или) черных металлов" охватывается понятием "отходы производства и потребления", в связи с чем, данный довод не может быть принят во внимание.
Указание в надзорной жалобе на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих вредное воздействие на окружающую среду хранящихся навалом отходов, также не может быть принято во внимание.
Положения ст. 1 ФЗ N 89 "Об отходах производства и потребления" содержат абзац о накоплении отходов, согласно которому накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортировки.
Таким образом, законодатель установил, что при временном складировании отходов должны соблюдаться соответствующие экологические и санитарные требования, к числу которых не относится установление именно норм накопления отходов.
На основании ст. 34, 56 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 5 ст. 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена. При этом действующее законодательство не предусматривает случаев допустимого нарушения природоохранного законодательства, в связи с этим незаконная деятельность не может быть разрешена. Требования природоохранного законодательства носят общеобязательный характер и обязанность соблюдения этих требований не ставится в зависимость от того, причиняет ли осуществляемая деятельность реальный вред.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону РФ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления подлежат хранению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отходы производства являются объектом, чуждым окружающей природной среде, в связи с чем, их ненадлежащее размещение создает потенциальную угрозу экологической безопасности (как в форме химического и биологического, так и механического загрязнения).
Отсутствие превышения нормативов загрязняющих веществ на определенный момент не свидетельствует о безопасности деятельности по размещению отходов и не освобождает ЗАО " ***" от обязанности принять меры, исключающие возможность нарушения природоохранного законодательства.
В силу изложенного, ссылка в надзорной жалобе на то, что отходы, принадлежащие ЗАО " ***" относятся к 5 классу опасности, то есть не являются опасными, в связи с чем, отсутствует состав административного правонарушения, является несостоятельной.
Действия ЗАО " ***" квалифицированы правильно, наказание назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, с соблюдением ст. 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 1 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от 26.12.2011 г., решение судьи Пермского краевого суда от 14.02.2012 г. по результатам рассмотрения жалобы оставить без изменения, а жалобу ЗАО " ***", рассмотренную в порядке надзора, без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда П.Н. Сурков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.